Майкл Бил: У вас отличные ребята
Одним из главных украшений турнира Детской Лиги Чемпионов, прошедшего в Москве в конце августа, стало участие лондонского «Челси». Эта команда на многих произвелся сильное впечатление, прежде всего, несгибаемым характером. По разным причинам лондонцы были фактически лишены скамейки запасных. В финальном матче едва нашлась замена травмированному нападающему Рону Собоуэйлу. В финале англичане проиграли – впервые за долгое время. Однако, главный тренер Майкл Бил, который встретился с нами сразу после разговора с командой, считает, что у этого поражения есть свои плюсы.- Как прошел разговор?
- Из-за травм с нами не приехали шесть игроков. Потом мы потеряли вратаря, потом – капитана, потом – правого защитника, а следом – нападающего, Рональда. У нас не осталось запасных, один игрок играл с травмой. И я сказал им: если бы мы выиграли, то это было бы что-то невероятное, что-то, что можно увидеть в диснеевском фильме, но не в повседневной жизни. Ну, у ребят еще вся жизнь впереди, и может и к лучшему, что мы проиграли – в следующий раз будем биться сильнее.
- Не жалеете, что не взяли запасного вратаря?
- Жалею, но дело не в этом. У нас просто нет вратаря в этой возрастной группе. Наш вратарь, Брэдли, играет в команде на год младше. Конечно, это не солидно, и мы серьезно озадачены тем, чтобы найти голкипера для этой возрастной группы как можно скорее.
- Какое впечатление оставили русские команды?
- Это три абсолютно разные команды. Тольятти имеет огромное влияние голландского футбола. Они были намного лучше нас, и наше счастье, что матч закончился в ничью. У них мне больше всего запомнились пятый и восьмые номера (Юрий Кузьмин и Руслан Каусаров – прим. ред.). «Спартак» демонстрировал абсолютно другой стиль игры – агрессивный, с точными обостряющими передачами. Не могу назвать кого-то из игроков, но командные действия – на очень высоком уровне. «Динамо» – это самая сильная в физическом плане команда. По стилю – что-то среднее между «Спартаком» и «Академией». У них больше других понравился 11-й номер (Иван Кочергин - прим. ред.). Вообще, у вас много талантливых футболистов, которые знают, как побеждать. В Англии мы не играем таких напряженных матчей каждую неделю, поэтому толком не учимся побеждать. Затем мы сюда и приехали – узнать как можно больше.
- В ходе турнира «Челси» продемонстрировал очень хорошую реализацию моментов, чего не скажешь о русских командах, кроме, разве что, Динамо. Как думаете, чем это вызвано?
- Я не очень хорошо знаю русский футбол, не доводилось много за ним следить. Но думаю, что причина в том, что ваши команды слишком заряжены на победу. На них очень сильно давить необходимость добиться результата. Возможно, это давление и мешает в нужный момент сконцентрироваться. Ну, представьте, например, бьет по воротам на силу, хотя у него был вариант отдать пас партнеру в более выгодной позиции. Возможно, поэтому. Я не могу сказать точно.
- А чего вы требуете от своих игроков?
- Они очень молоды, поэтому мы стараемся не перегружать их теорией или многочисленными указаниями. Мы выстраиваем всю тренировку, основываясь на результате предыдущей игры. И мы даем всего два-три указания, над которыми работаем, пока они не будут выполняться безукоризненно. Например, после первой игры против Тольятти мы больше работали над пасом, над общекомандными оборонительными действиями. И, конечно же, мы поработали с нападающими над тем, чтобы они очень бережно относились к моментам, которые имеют. Всего три компонента игры, в которых мы постарались прибавить.
- Как вам турнир в целом?
- Это был отличный турнир, у «Локомотива» в распоряжении великолепная база. Люди, работающие здесь, качество организации, едва ли не лучшие на моей памяти. Отели, питание – все понравилось. Надеюсь, мы приедем сюда и в следующем году.
***
Майкл Бил имел недолгую карьеру игрока. До 19 лет он тренировался с командой «Чарльтон Атлетик», но за основной состав ему выступить так и не довелось. В 19 лет он перебрался в Голландию, где некоторое время играл за «Твенте», но и там ему не удалось закрепиться в основе. К тому моменту, когда ему предложили работать тренером, он вернулся на родину и выступал за команду из пятого по значимости дивизиона Англии «Рашмонд энд Даймондс».
- А потом мне предложили работать тренером в «Челси», заниматься с группой до шести лет. Для меня это была большая честь, потому что я всегда болел за «Челси». Я начал работать и понял, что это мое. Так я завершил карьеру игрока. Мне было 22. Сейчас мне 29, на следующей неделе будет 30. Наверное, я из тех людей, которым лучше удается тренировать, чем играть.
- Когда вы были игроком, вы выступали на позиции левого крайнего нападающего. Это как-нибудь сказалось на вашей тренерской работе?
- В бытность игроком я очень не любил обороняться. Поэтому, когда начал тренировать, я не давал своим игрокам слишком много упражнений по оборонительным действиям. Моя команда всегда была превосходна в нападении, но очень слабо играла в защите. И тогда я решил, что нужно учить обороне как чему-то очень интересному. Эти упражнения все время содержали в себе динамику, экшн. Игрокам нужно было сыграть головой, потом сделать подкат, потом вести мяч. Выполняя все эти действия, игрок не думал о том, что отрабатывает скучные упражнения по игре в обороне, мы эти упражнения словно маскировали. Об этом я написал две методических книги.
- Да, о книгах. Вы уже успели составить целых пять методических пособий по разным компонентам игры. Ориентировались на других авторов в работе?
- Есть одна книга, автор – Дин Смит. Он был тренером баскетбольной команды Северной Каролины, где играл Майкл Джордан. Очень полезная книга для любого тренера. Здесь я вам раскрываю один из моих секретов (улыбается). Еще один автор – Фил Джексон, тренировал «Лос-Анджелес Лейкерс». И еще была книга такого автора как Малкольм Гладуэлл, называется «Outliers». Очень хорошая книга, вообще люблю книги о том, как правильно обучать детей. Много читаю по психологии.
- Не думаете получить образование в этой области?
- Конечно. В «Челси» работает один из лучших психологов в мире, Дэйв Коллинз, он очень помогает нам, менторам, тренерам. Нам важно, чтобы тренер умел быть психологом, мы не хотим, чтобы дети тряслись каждый раз, когда мы отправляем их к доктору в белом халате. Психологи что-то подсказывают нам, а мы что-то подсказываем игрокам.
- Складывается впечатление, что кроме футбола у вас никаких других интересов нет.
- (Смеется) Ну, еще я люблю музыку… Разную музыку. Вообще увлекаюсь спортом, американским футболом, баскетболом. Мы очень многое переняли от тренеров в этом виде спорта. Еще люблю путешествовать. Этот год для меня очень богат на путешествия: Москва, Португалия, Турция, на следующей неделе поедем в Голландию… Я каждый день прихожу на работу с улыбкой.
- Как вы думаете, что общего между детским футболом в Англии и России?
- В Англии очень трепетно относятся к детскому футболу. Но, в то же время, у нас часто можно услышать слова о том, что «нам нужен тот игрок, этот игрок», и в результате во взрослых командах полно легионеров. То же самое и у вас. Порой мы сами не можем оценить то, что имеем, и вот вам мой взгляд со стороны: у вас отличные ребята. Они вполне могут добиться больших высот в футболе. Но им надо помочь. Если мы, взрослые, постараемся стать лучше, то, возможно, и наши дети станут играть лучше.
Беседовал Александр Иванов