Сборы в Швейцарии. Подмосковной
В середине мая юношеская сборная 1995 года рождения провела товарищеские матчи со сборной Турции. В одном из них одержала верх, в другом уступила на последних минутах. Летом команде Андрея Талалаева предстоит принимать с ответным визитом турок, а также сыграть на своем первом официальном международном турнире в Пскове. Но это – в обозримом будущем. Как готовят будущих чемпионов мира-2018? Как проходит стандартный день юношеской команды? На эти вопросы попыталась дать ответы корреспондент «Спорта», побывавшая на базе в Новогорске.Подмосковная Швейцария
- А к нам в гости, в Новогорск, не хотите заглянуть? – спросил Андрей Талалаев, покидая стадион после игры одного из турниров.
Предложение принято, отправляюсь в Новогорск на следующий день после заезда команды. Такси доносит от метро до подмосковной Швейцарии (так сказано на сайте базы) за десять минут. На охране подтверждают, что сборная здесь, но пускать отказываются. И лишь в сопровождении тренера-массажиста мне удается попасть на территорию.
- У нас тут птички поют, - мой спутник настроен на поэтический лад. - Мальчишки хоть выспаться в такой обстановке могут.
Действительно, контраст с шумной столицей потрясает: обилие зелени и кустов, цветущих тюльпанов, ирисов и одуванчиков, а также парящие бабочки и многоголосье птиц - все это успокаивает.
Входим в корпус. На первом этаже также зелено. Мне представляют местных питомцев, морских черепах.
- Красивые. Правда, много едят. Одна не может начать утро без сосиски, другая - без вареного яйца.
Возникает вопрос: если так кормят черепах, то что едят спортсмены? Но он отпадает на подступах к столовой. Шведский стол: каши, творог, разного вида нарезка… На столиках, за которыми располагаются надежды российского футбола, яблоки, сок, масло и… красная икра. В Бронницах, где кормят отменно, таких изысков замечено не было.
Обращает на себя внимание сонный вид мальчишек. На мой вопрос Алексей Черныш, физиолог, объясняет, что сегодня был ранний подъем – ребятам предстоит медосмотр. После завтрака шестеро сборников в сопровождении Людмилы Кирсановой, психолога, отправляются на тестирование:
- Телефоны есть с собой?
- Да.
- Отключаем, чтоб ничто не отвлекало.
- Яблочко кусать можно будет?
- Яблочко можно.
Юноши бросают заинтересованные взгляды на вопросы. У одного аж голос меняется:
- Слышь, - обращается он к своему товарищу, прочитав несколько тестовых заданий. – Да здесь все про школу!
- А кто сказал, что будет легко? – парирует Людмила Кирсанова.
Удаляюсь, чтобы не мешать. Появляется время заглянуть в апартаменты футболистов. Ребята живут в уютных комнатках по три человека. В номерах с балконами никаких излишеств: кровати, столик, кресла, телевизор. Из-за одних дверей слышен задорный смех, из-за других доносятся голоса комментаторов спортивных каналов, часть мальчишек досыпает, другая – покоряет просторы интернета.
Задача - создать единый коллектив
- В работе со сборной 1990 года рождения мы не использовали помощь психолога, - говорит, угощая чаем, Валерий Богданец, один из тренеров команды. - И именно психологической готовности, на мой взгляд, тогда не хватило ребятам. Футбол имеет четыре составляющих: физическую, тактическую, техническую и психологическую. В работе над последним аспектом необходима помощь профессионала. Тестирования, проводимые Людмилой Кирсановой, нам очень помогают. Мы и сами работаем в этом направлении. Перед сборами узнаем в клубах не только о физической готовности футболиста, но и о его психологическом и эмоциональном состоянии. Если видим, что необходима помощь, стараемся разговаривать, но ребята не всегда готовы открыться. Ведь для создания доверительных отношений нужен срок больший, нежели полгода. Также нужно понимать, что между тренером и командой все же существует дистанция. И это нормально.
- Явных конфликтов за время существования команды не было. Если говорить о какой-то проблеме, то можно отметить, что игроки общаются группами. Наша же задача – создать единый коллектив. Когда приезжаем в какой-то город, стараемся хотя бы центр посетить, просим ребят почитать о достопримечательностях, рассказать товарищам по команде. Некоторые родители очень удивляются, когда заводим речь об учебе. Но ничего удивительного в этом нет! У игроков должен быть интеллект. Кстати!
Валерий Владимирович вытаскивает из ящика книжку, заглавие которой «Интеллект на все 100%»
- Вот что читаем, стараемся развивать потенциал ребят.
Пора отправляться на обед. В столовой команда показывается в полном составе, выходит из нее также вместе. На всех новая синяя «кипа», о которой ребята мечтательно рассказывали перед сбором.
Прецедент для инцидента
После перерыва на сон предстоит собрание в теоретическом классе. Игроки подтягиваются, Андрей Талалаев говорит несколько фраз по дисциплине присутствующим. Когда все в сборе, разговор продолжается:
- Я за «понты». Но на футбольном поле. Когда матч окончен, игрок становится обычным представителем общества и должен вести себя адекватно. На поле каждый может ошибиться. Не за это отчисляем из команды. Нам очень важно отношение к делу.
- Что такое прецедент? – спрашивает тренер, обращаясь к одному из ребят.
- Не знаю, - после небольшой паузы отвечает тот.
- А инцидент?
- Не знаю.
- На следующем сборе ждем с выписанными определениями этих понятий, чтобы не создавать прецедент для инцидента… Ребята улыбаются. Общими усилиями дают определения названным понятиям. В какой-то момент входит Игорь Лещук, вратарь 1996 года рождения, задержавшийся из-за игры в первенстве Москвы.
- Игорь, с победой! – приветствует новоприбывшего Андрей Викторович. – Говорят, сыграл хорошо, выручал. Молодец!
- Спасибо, - смущенно улыбаясь, отвечает игрок.
Занятие продолжается. Беседуют об игре, которую хотят видеть в исполнении ребят тренеры сборной. На магнитной доске демонстрируются схемы и моделируются ситуации совершенных в товарищеских матчах ошибок. Юноши слушают сосредоточенно, задают вопросы.
Полтора часа праздника
- Теперь – праздник! – произносит Андрей Талалаев, и команда отправляется на поле.
На ближайших площадках тренируются регбисты. За занятием футболистов наблюдают хоккеисты, а также сотрудники базы. Разминка, отработка действий, оговоренных на общем собрании, двусторонка, в которой участвует тренерский штаб. Играют – со страстью. Если кто-то ошибается, то совершает несколько кувырков или других физических упражнений. И тогда занятие продолжается.
Уставшие и довольные, футболисты плетутся в жилой корпус через полтора часа. В ожидании ужина кто-то играет в холле в шахматы, а кто-то дурачится. Не успевает психолог Людмила Кирсанова предложить побеседовать по итогам тестирования, как к ней образуется очередь.
Еще позже – сбор в теоретическом классе. На разборе игры против «Локомотива»-95 акцент делается на удачных действиях. Ошибки разбираются, обсуждаются. Не без шуток-прибауток. Но сосредоточенность на лицах никуда не девается.
После «разбора полетов» кто-то отправляется на восстановительные процедуры к физиологу Алексею Чернышу, кто-то занимает очередь на разговор с Людмилой Кирсановой. Кстати, интервью этих специалистов читайте в следующих номерах «Спорта». - У нас хорошие отношения! – после посещения психолога делится впечатлениями Александр Когония. – Человек она очень приятный. Помогает мне лучше разобраться в себе и в команде. Команда у нас дружная.
- И группами не общаетесь?
- Нет, вам показалось. Мы – единый коллектив.
В этом же убеждает и Игорь Лещук, самый юный игрок сборной.
- Вначале было немного некомфортно. Ребят толком не знал. Но сейчас общаюсь со всеми. Бывает, партнеры подшучивают из-за того, что я самый маленький. Ни в коем случае на них не обижаюсь. Шутки – это нормально.
На прощание не обойтись без резюме от Андрея Талалаева:
- Вы наблюдали за абсолютно стандартным днем команды. Большое количество собраний обусловлено ограниченностью сбора по времени. Так много хочется объяснить, рассказать ребятам за эти несколько дней подготовки.
Уезжаю из Новогорска с улыбкой и верой в то, что у этой команды все получится. В этой юношеской сборной равнодушных нет.
Юлия Казакова