РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Дмитрий Гунько: Если ты - лучший, то играешь

- Мои поздравления – сезон вы начали ударно. Перед игрой не настораживало, что в межсезонье только две победы?
- В какой-то мере настораживало. Но игры межсезонья - часть планомерной работы, о результатах которой можно будет говорить только в конце чемпионата. Сейчас нельзя делать выводы о том, как команда подготовилась.

- Опасений, что первая игра сложится неудачно, не было?
- Нет. Была установка на игру. Передо мной стояла задача донести до игроков то, что я от них хочу, а перед ними - выполнить установку тренера. Когда эти две составляющие выполняются - появляется результат.

- Какой матч межсезонья вы можете выделить?
- Выделить какой-то один достаточно сложно, ведь в каждой контрольной встрече решалась определенная задача. Все матчи были разделены на разные этапы подготовки: в каких-то играх мы давали футболистам играть по 45 минут, в других - по 60.

- В команде появился испанский тренер по физподготовке Хавьер Нойя Сальсес. Вы довольны сотрудничеством?
- Мы еще находимся в стадии притирки: привыкаем друг к другу, к обоюдным требованиям. Естественно, тренировочный процесс изменился. Хавьер - специалист очень высокого уровня. Он просчитывает очень глубоко каждое упражнение по нагрузке, интенсивности, объему и так далее. Общие упражнения и направленность, которые у нас были до этого, сохранились. На мой взгляд, появилось больше разнообразия, увеличился контроль над нагрузками футболистов. В каких-то моментах мне кажется, что игроки вообще не нагружаются, а тренер по физподготовке говорит, что надо нагрузки еще уменьшить. То, что знания Хавьера очень глубоки и профессиональны, не оставляет никаких сомнений, но о результатах нашего сотрудничества можно будет судить лишь в конце сезона.

- Можно говорить о том, что в функциональном плане игроки дубля соответствуют основе?
- Судить об этом можно будет лишь тогда, когда игроки дубля перейдут в основу. Опять же, есть разные футболисты: можно много бегать и мало думать, а можно думать много и мало бегать. Когда футболист попадает в первую команду, он иногда не может быстро думать, поэтому ему приходится много бегать. Со временем у игрока появляется баланс между этими компонентами. Тогда и физические кондиции приходят, и быстрота мышления.

- Позвольте напомнить вам футбольную поговорку: как начнешь сезон, так и закончишь. Судя по этому результату, все у «Спартака» сложится как нельзя лучше?
- Какие-либо выводы делать рано: у нас очень тяжелый календарь, много молодых игроков. И это еще большой вопрос – какую службу сыграет нам первая победа с таким счетом. Я лично очень опасаюсь. Эта игра прошла, и мы ее забыли. Матч вообще мог сложиться по-другому: мы на седьмой секунде пропустили выход двух против вратаря из-за грубейшей ошибки в обороне. Если бы нам в самом дебюте встречи забили, неизвестно, чем все это закончилось бы. Ошибок в матче хватало. Я не вижу повода для появления какой-то эйфории. До ребят пытаюсь донести, что это всего лишь одна игра. С финальным свистком мы должны забыть о ней и готовиться к следующему матчу.
Мы настраиваемся на каждую игру, упорно работаем. Планка везде одна - победа. На нее и ориентируемся. Главная же задача молодежной команды - не лавры победителей, а воспитание игроков для первой команды. Но без духа победителей, без максимального проявления своих качеств в каждой игре дублер не сможет вырасти в игрока основы. Если ставишь максимальные задачи, максимально выкладываешься, растешь в профессиональном плане. Если выкладываешься на 40 или 60 процентов, ты никогда не вырастешь в игрока высокого класса.

- В игре с «Динамо» был удален Фадеев. В межсезонье удаления – бич команды. На том же Кубке Виареджо – два удаления в трех матчах. Вас это не беспокоит?
- Причина у каждого из этих удалений разная. Но если в первом случае за удаление Чежия понес наказание, то в случае с удалением Маляки я сам не понял, за что игрок получил красную карточку. Даже не стал будоражить по этому поводу футболиста. Удаление в игре с «Динамо», наверное, от большого желания игрока проявить себя. К тому же в том эпизоде он исправлял чужую ошибку. Это была первая игра Фадеева, эмоции у парня зашкаливали. Его можно понять. В какой-то мере он получил свое, но главное – чтобы сделал выводы.

- Вам во втором туре отправляетесь в гости к «Зениту». Анатолий Давыдов говорит, что на «Зенит» все будут настраиваться вдвое больше…
- Если на «Зенит» настраиваются только в этом году вдвойне, то на «Спартак» такой настрой – на протяжении всей истории существования команды.

Вы говорили о «Зените» - принципиальный соперник. Вы реваншистские настроение используете? Прошлый сезон вспомните?
- Ребята и так все прекрасно понимают. После той игры надо просто сделать выводы: что не получилось, почему не выиграли.

- Вам как тренеру прошлый год многое дал?
- Конечно. В первую очередь, опыт. Особенно таких финальных игр, как с «Зенитом». Не припомню, чтобы в последней игре чемпионата между командами, занимающими первое и второе место в турнирной таблице, определялся победитель первенства. В таких играх воспитываются не только футболисты, но и проявляются определенные тренерские качества. К сожалению, мы проиграли тот матч, но я сделал выводы, приобрел бесценный опыт. По сей день меня не оставляют воспоминания о том матче.

Ведь прошлый сезон не ограничивается одним матчем с «Зенитом»...
- Не ограничивается, конечно. У нас было много интересных игр. Но первым делом вспоминается почему-то проигранный матч в Казани 4:5, где до последнего верил, что одержим победу, игра в Питере и два поединка с «Локомотивом». В каждой игре учусь, приобретаю опыт.

- Насколько серьезные изменения по сравнению с прошлым сезоном произошли в составе молодежного «Спартака»?
- Команда находится в стадии становления. Например, Саша Козлов, который в прошлом году работал вместе с командой, но участвовал в небольшом количестве игр, сейчас по праву занимает свое место на поле. Постепенно в коллектив вливаются пришедшие из Академии им. Коноплева Иванников и Рябов. Эти игроки были у нас на заметке достаточно давно. На данный момент они неплохо себя проявляют. Вместе с нами тренируется много игроков 1993 г.р. из Академии «Спартака», которые при должном отношении к тренировкам, при усердной работе смогут закрепиться в команде. На мой взгляд, каждый молодой футболист должен ежедневно напоминать себе о том, что он ничего в жизни своей не достиг, что ему надо еще учиться, учиться и учиться – только при такой психологии он сможет вырасти в высококлассного профессионала.

- В межсезонье вместе с дублем «Динамо» на сборы ездили игроки 1995 года рождения. Вам не кажется, что 14 лет – слишком юный возраст для игр на таком серьезном уровне?
- Во время игры с «Динамо» я не нашел футболиста 1995 года на поле.. Если вы имеете в виду того маленького мальчика в динамовской форме, который сидел рядом с запасными… У тренерского штаба разные задачи: возможно, мотивировать игрока, обозначить внимание к нему.. Может этот паренек в будущем вырастет в великого футболиста. Это дело клуба…

- С какого возраста, на ваш взгляд, можно привлекать воспитанников школы к сборам, чтобы это было продуктивно?
- Тренироваться и играть в молодежном первенстве? Мне кажется, вторые юноши (предвыпускной год в спортшколе – т.е. сейчас 1994 г.р.) уже могут привлекаться к отдельным занятиям. И то в зависимости от амплуа. Я, например, считаю, что вратарей еще рано подтягивать. Нападающего – возможно, но в случае, если игрок по своим функциональным возможностям опережает сверстников.

- Многие тренеры молодежных состав жалуются: к ним из школ приходят игроки с пробелами в футбольном образовании и приходится работать над азами. Как в этом отношении пополнение из Академии «Спартака»?
- Я сам работал в школе, и был в ситуации, когда тренер дубля говорил: «Игроков, которых мы у вас берем, приходится переучивать!» А сейчас, став тренером дубля, также порой сетую на необходимость обучать игрока. Вопрос гораздо глубже. Если игрок пришел в спартаковскую школу 10 лет назад и прошел все ступени подготовки, то необходимости его переучивать не возникнет. Он пройдет все этапы подготовки и будет обладать необходимыми навыками и качествами. Другой вопрос в том, что таких игроков сейчас единицы! А если футболиста взяли в команду за два года до выпуска, то ни один тренер, работающий в школе, его не переучит: навыки, которые сложились за годы, за столь короткий срок не переделать. Сейчас в школах ведется активная селекционная работа. Могут взять игрока, обладающего необходимым набором качеств, но если их выявить на ранней стадии и развивать не 2 года, а 7 лет – будет продуктивнее. Поэтому ребят, обладающих хорошим потенциалом, нужно находить и приглашать в команду как можно раньше.

- Есть ли игрок, об уходе которого вы сожалеете?
- Я не так давно работаю, чтобы можно было говорить о большом оттоке футболистов. Желаю игрокам, чья дорога со «Спартаком» на данный момент разошлась, через какое-то время вновь пополнить ряды главной команды. Переживаю за каждого, слежу за каждым, кто тренировался у нас, стараюсь поддерживать контакты со всеми. Может быть, игрок в другом клубе заиграет на высоком уровне и дорастет до национальной сборной страны. Это тоже путь. Просто он другой.

- «Спартак» немало ребят отдал в аренду. Как вы оцениваете эту практику? Обиды у игроков остаются?
- Сам сталкивался с такой ситуацией. В 1998 году, когда не прошел в основной состав «Спартака», перерос дубль, поехал играть в аренду. Хотя был капитаном дубля. У нас даже поговорка такая была: капитан дубля - первый на отчисление. До меня капитанскую повязку носили Коновалов, Чудин. Потом назначили меня – поносил и поехал в аренду. (улыбается)
Конечно, я обижался в то время, но сейчас осознаю, что это было правильно. Игроки тоже обижаются. Очень хорошо их понимаю, ведь был в точно такой же ситуации. Стараюсь найти индивидуальный подход, объяснить им, что футбол не заканчивается на «Спартаке». Для кого-то может быть уход из нашей команды - начало нового этапа карьеры. Ребята уже профессионалы, они должны понимать, что в какой-то ситуации лучше уехать в аренду и раскрыться в новой команде.

- Насколько плотный контакт основного и молодежного составов? Вы советовали Карпину на кого-то обратить внимание?
- Контакт прямой. С Карпиным мы общаемся регулярно, он в курсе абсолютно всех дел молодежной команды. Валерий Георгиевич по возможности посещает все матчи нашей команды, помимо него за выступлениями молодежной команды «Спартака» следит спортивный директор Дмитрий Попов. Выстроилась система, которая позволяет следить за результатами, за ростом игроков. Ничего не проходит мимо! Если игрок заслуживает внимания, он попадет в основную команду. Это ярко видно на примере нынешнего «Спартака».

- Вы можете вспомнить, когда в последний раз имели обстоятельную беседу о перспективах молодых игроков?
- Такие беседы ведутся постоянно! Регулярно обмениваемся мнениями, Карпин дает рекомендации, советы.

- Кажется, что приход Карпина – это шанс для молодых. Так ли это?
- Карпин – это шанс для всех игроков, которые отвечают требованиям. Если ты лучший, то играешь. А возраст или гражданство не имеют значения!

- Можно ли называть Игоря Киреева и Антона Ходырева игроками основного состава?
- Они тренируются и играют в команде. Вопрос к Карпину!

- Не грозит ли Макееву, Ананидзе и Яковлеву синдром второго сезона?
- Перепады в игре молодых игроков естественны – им свойственна нестабильность. Они только набираются опыта. Желаю ребятам идти вперед и не сворачивать с правильного пути.

- Для вас попадание этих ребят в основу стало неожиданностью?
- Я видел, что эти ребята обладают теми качествами, при которых можно играть в футбол. В первую очередь, у них есть футбольный интеллект. Можно научить правильно отдавать передачу, правильно бить по мячу, можно научить разным элементам, но ты никогда не научишь их в какой момент это надо делать. Когда применить тот или иной элемент, игроку подсказывает футбольный интеллект.

- Можно ли выработать этот интеллект с самого начала занятий в футбольной школе?
- Футбольный интеллект либо есть, либо его нет. Можно обучить игре в обороне, выбору позиции, как развивать атаку…. Но игроками атаки, средней линии рождаются. Они должны играть так, как они думают.

- За играми спартаковской Академии следите? Даете рекомендации тренерам?
- Стараюсь посещать все игры школы, начиная с 1995 до 1993 гг.р., по возможности смотрю 1996 год. С тренерами в прямом контакте: постоянно на связи со старшим тренером и директором Академии. Все вопросы решаем, обсуждаем проблемы, вырабатываем линию требований. Я довожу до школы требования дубля, которые схожи с требованиями основной команды. Таким образом, выстраивается вертикаль взаимодействия.

- В наше время, когда игроки уже в 15 лет обращают внимание на материальные вопросы, можно ли говорить о клубном патриотизме?
- Для меня разговор о деньгах в таком юном возрасте – дикость! У меня были неизгладимые впечатления, когда я встретился с Николаем Петровичем Старостиным. Мурашки по коже бежали, когда патриарх общества обратился ко мне, мальчику, претендовавшему на место в дублирующем составе, на «вы» и спросил: «Вас устроит ставка стажера?» Мне хотелось кричать: «Да! Лишь бы меня взяли в команду!» Ребята занимаются любимым делом, играют за «Спартак». Они молодые пацаны. Если молодой мальчик думает, играть ему или нет, он не спортсмен. Если ты занимаешься 10 лет футболом и выходишь на поле без рвения побеждать, 10 лет прошли зря! Это спортивная психология. А патриотизм… Хочется верить, что патриотизм остался. Хотя как можно говорить о патриотизме, когда человека взяли два года назад в команду? Ему предлагали варианты, а он вместе с агентом выбирал наиболее выгодный. Со своей стороны стараюсь прививать ребятам патриотизм. Перед дерби с «Динамо» рассказал об отношении Николая Петровича Старостина к этому клубу. Молодые спартаковцы с интересом выслушали историю и, как мне показалось, прониклись ею. Возможно, еще и по этой причине они вышли на игру с динамовцами с отличным настроем и одержали крупную победу над принципиальным соперником.

Беседовала Юлия Казакова