Футбол в расписании

В нынешнем сентября в столичной школе №940 открылись спортивные классы с (6-го по 10-й). В них учатся ребята из Центра подготовки юных футболистов «Москва» им. Валерия Воронина.

Спецклассы - дело не новое. В масштабах страны. А вот для футбольного клуба «Москва» эксперимент. Я решила в нем разобраться. Директор по развитию клуба Максим Мотин идею одобрил и пригласил на утреннюю тренировку, где намечалось тестирование.

В 8 утра подхожу к большой школе с уютным внутренним двором. На входе меня приветствуют улыбающиеся дежурные и сообщают, что футболисты пока не пришли. Интересуюсь реакцией девчонок на то, что с ними учатся спортсмены.
- Нам еще год назад говорили, что они придут, а мальчишки появились только сейчас. Поначалу было интересно, они 1 сентября такие нарядные пришли! А сейчас мы уже привыкли.
Однако, пообщавшись с девчонками, я понимаю: лукавят. Как только стали подходить футболисты, девичья компания заметно оживляется.

В холле на самом видном месте – информационный стенд о ФК «Москва». Здесь можно узнать расписание игр, турнирное положение команды, новости из жизни спортшколы, а также взять бесплатные билеты на домашние матчи «горожан».
Пока ребята собираются, успеваю побеседовать с директором школы. Елена Вячеславовна Иваненко заверяет меня, что футболисты получат качественное образование и выражает надежду на то, что остальные ученики будут брать со спортсменов пример.

Прибывает Максим Мотин с техникой, необходимой для тестирования. Вместе отправляемся на футбольное поле. Максим рассказывает, почему для спортклассов выбрана именно школа №940:
- Во-первых, школа должна была находиться недалеко от стадиона, так как вечерние тренировки проходят на «Стрельцова». Во-вторых, школа должна суметь принять порядка 100 человек разом (следовательно, школа должна быть малокомплектная на настоящий момент). В-третьих, школа должна обладать определенной базой: поле с искусственным покрытием, раздевалки, душевые, тренажерный зал, свободные кабинеты под нужды школы и педагогический состав, готовый работать с такими классами.

На поле ребята под руководством тренеров делают несколько кругов по беговой дорожке, разминаются и приступают к тестированию. Сначала они бегут 15 метров с места, затем это же расстояние с разбега, немного передохнув, пробегают дистанцию в 30 метров. Кто-то успевает сдать прыжки в длину, остальные тесты переносятся на время после окончания уроков, ведь ребятам еще надо успеть позавтракать. Питание у футболистов в школе двухразовое, горячее. Кормят их без изысков, в соответствии со стандартным школьным меню.

Пока ребята кушают, изучаю расписание – в нем спортивные классы значатся под индексом «Б». Для посещения выбираю урок биологии в 9 классе. Учитель Ольга Львовна Шмелева разрешает присутствовать на занятии и, готовясь к уроку, рассказывает, что дисциплина в спортивном классе мало отличается от общеобразовательного.

Со звонком в класс входят футболисты. Увидев меня, спрашивают «Вы что, наша новая одноклассница?». Улыбаясь, отвечаю утвердительно. С недоумением передают эту информацию друг другу. Но преподаватель начинает урок. Все внимание переключается на биологию. Повторяют тему «Рост и развитие». Молодой человек, которого учитель просит объяснить различие между этими понятиями, стоит молча, уткнув глаза в учебник. Ольга Львовна на его же примере помогает спортсмену прийти к правильному ответу:
- Как изменился объем твоих квадрицепсов за время занятий футболом?
- Увеличился,- с недоумением отвечает он.
- А технические навыки?
- Стали лучше – говорит он увереннее, кажется, понимая, в чем смысл изначального вопроса.
- Теперь сам сделай вывод.
- Увеличение мускулов - это рост, количественный показатель, а улучшение техники –развитие, качественный показатель.
- Молодец, хвалит его Ольга Львовна и обращается к классу - До профессионализма вам осталось всего лишь выучить биологию.
- Это точно – подхватывает один из учеников, тянувший руку на каждый вопрос и очень просивший, чтобы преподаватель проверил домашнюю работу – В клубе нам сказали: «Пока биологию не сдадите, вы не будете футболистами, вас в дубль не возьмут».

Потом ребята приступают к изучению новой темы, работают с учебником, что-то записывают в тетрадь. Кто-то успевает попутно рисовать, другие, прикрывшись учебником, строчат смс, один из мальчишек слушает музыку – обычный класс обычной школы, разве что девочек в нем нет.
Следующие 45 минут провожу на Обществознании в 10 классе. Класс смешанный. Наличие девочек, конечно же, вносит свои особенности. Футболисты сидят вполоборота, что-то оживленно обсуждая с одноклассницами, пока те помогают им справиться с письменным заданием. Преподаватель просит новых учеников сесть нормально и проявлять активность в учебном процессе, а не в общении с девочками. Замечание помогает, но не надолго. Несмотря на отвлекающие моменты, спортсмены правильно отвечают на вопросы учителя и достаточно быстро вникают в суть новой темы.
В разговоре Мотин поясняет послушную усердность ребят:
- Если у кого-то из футболистов будет плохая успеваемость, мы отстраним его от тренировок до тех пор, пока он не исправит ситуацию. Для мальчишек этот метод действенный, ведь футбол – это их жизнь.
- Есть ли у ребят классные руководители или эту функцию выполняют тренеры?
- Конечно, есть. Они такие же ученики, как все, только обязанности у них побольше.
- А почему не все игроки учатся в этой школе?
- Ну, причины разные.. Одним неудобно добираться, например, из Подмосковья. Другие занимаются в спецшколах. Не все же станут профессиональными футболистами.

На вечерней тренировке немало родителей. Кто-то приехал просто посмотреть тренировку, кто-то пообщаться с тренером, а кто-то проводить сына до дома.
- Согласились перевести ребенка в эту школу сразу же, - рассказывает Наталья Мальцева, мама футболиста из 7 «Б». – Правда, настораживает неорганизованность в учебном процессе. Надеюсь, явление это временное. В ФК «Москва» сказали, что тупые футболисты не в почете, буду стараться спрашивать с сына за учебу построже.

Тем временем тестирование продолжается, ребята прыгают в длину и высоту, выполняют здание на скорость.
- Выгоню! – говорит тренер показавшему не самый высокий результат Денису.
- Главное, что во время игр у меня хватает и скорости, и прыгучести, - парирует тот.
Прошу Дениса поделиться мнением о новой школе.
- Нас здесь очень хорошо приняли, мы уже сдружились со всеми, - рассказывает он. – Обучение в одной школе – плюс для команды. Мы всюду вместе. На уроках, на переменах, на утренних тренировках. Футбола стало больше, это ведь здорово.

Юлия Казакова, пресс-служба ДФЛ