РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



ДФЛ ПОЗДРАВЛЯЕТ

Календарь


Магия цифр

Наверняка, каждому из вас знакомы металлические дощечки с магнитными фишками, либо цветными фломастерами в раздевалках. А если так, то хитросплетения цифр вроде 4-4-2 или 4-5-1 вы изучили как таблицу умножения. Не удивимся, если многие из вас при помощи виртуальных «футбольных менеджеров» давно освоили весь тактический арсенал тренера, а потому уже сами готовы выстраивать различные схемы игры. Ну а для тех, кому это пока не знакомо, наш сегодняшний рассказ.

Дубль-вэ, дубль-вэ-эм, швейцарский замок, каттеначчо, бескрылое чудо, экран, алмаз, собачья лапа - эти причудливые названия известны тем, кто хотя бы мало-мальски знаком с историей тактики. Принято считать, что развитие футбола есть путь к абсолюту интенсивности и прессинга. У игроков нет времени подумать, решение нужно принимать в считанные секунды. Что и говорить, в таких ситуациях не до импровизации. Выход один - готовые модели, заранее спланированная тактика ведения игры. Не зря иной раз футбольные матчи превращаются в битвы тренерских задумок...

Все – в атаку!
Разумеется, на первых порах развития футбола никаких схем и систем быть не могло. Так как игровых позиций попросту не существовало. За мячом бегали толпой.
Вся история развития тактики - это постепенное сокращение числа нападающих и насыщение наряду с обороной середины поля. Первое доисторическое правило офсайда послужило причиной появления тактики. Чтобы поддерживать нападение по всему фронту атаки и к тому же не залезть во вне игры, в атаку шествовало восемь футболистов. На растерзание нападению оставались вратарь и два защитника, один из которых подключался к атаке в случае надобности. Так что первая схема была - 1-1-8. Сейчас такая расстановка кажется безумием. Введенное в 1866 году правило офсайда послужило дополнительным источником вдохновения. Отныне можно было отдавать мяч вперед, а форварду иметь перед собой в момент получения мяча двоих соперников.
Первыми осознали правило - «мяч - самый быстрый игрок на поле» - шотландцы. Но для длительного контроля над ним требовался еще один полузащитник, так как двое бравых парней не могли закрыть всю ширину поля. Поэтому потомки кельтов сменили 1-2-7 на 2-2-6. Варьируя дриблинг с быстрой перепасовкой, шотландцы стали следовать принципу аритмии, придерживая мяч путем поперечных и продольных передач. Успех был колоссальным: флагман шотландского футбола «Куинз Парк» за пять лет не пропустил в свои ворота ни одного мяча! Именно на базе этого клуба была сформирована сборная Шотландии для первой международной встречи со сборной Англии. Дуэль состоялась в 1872 году. Собравшиеся 4 тысячи болельщиков голов так и не увидели. Преимуществом владели англичане, действовавшие 1-2-7. Капитан родоначальников футбола Кутберт даже потревожил штангу. Но четверка оборонцев шотландцев, выстроенная в две линии, переиграла вдвое превосходившие вражеские силы.

Хитрый Билл
С осознанием важности фланговой игры появилась схема 2-3-5 - прорыв в тактической мысли, привнесенная игроками «Ноттингем Фореста». Два защитника, располагавшиеся в линию, и выдвинутые чуть вперед три полузащитника. Воцарилось равновесие между защитниками и нападающими. Использование этой схемы, продержавшейся более 40 лет, и сочетание паса с дриблингом привело к росту результативности.
Но каноны созданы для того, чтобы их нарушать. Защитник «Ньюкасла» Билли Маккрекен отшлифовал взаимопонимание с партнерами до такой степени, что по его сигналу они просто безошибочно ловили соперника в офсайдные сети. Задумку стали копировать. Атаки все чаще убивались в зародыше. Зрелищность резко упала.
В 1925 году международный совет внес предложение об изменении правила офсайда. Теперь игрок не считался в положение «вне игры», если между ним и воротами находились два игрока. Центральный нападающий при такой расстановке защитников выдвинулся вперед и встал между правыми и левыми центральными защитниками. Голы посыпались как из рога изобилия. Рецепт борьбы с «произволом» нападающих на двоих придумали игрок «Арсенала» Чарли Бучан и тренер «канониров» Герберт Чепмэн. Центральный хав отошел назад и стал стоппером, опекая «девятку». Появилась схема 3-2-5 или WM. Благодаря ей «Арсенал» доминировал в первенстве, выиграв в 1930-х гг. пять чемпионских званий и два Кубка Англии.

«Организованный беспорядок» и швейцарский «замок»
Самая известна из тактических схем - «дубль-вэ» - появилась на Британских островах, где впервые додумались «восьмерку» и «десятку» оттянуть в глубину атаки. В результате пятерка нападающих стала располагаться W-образно. Полусредние участвовали в оборонительных действиях - прессинговали защитников, подбирали мяч, составляя второй эшелон атаки. Игра в духе «дубль-вэ» вскоре скатилась к простой персоналке. К каждому форварду как банный лист прикрепился защитник. Доходило до смешного: защитник уходил за «своим» игроком даже на беговую дорожку просто подождать, когда тот... завяжет шнурки! Чтобы отделаться от столь назойливой опеки нападающие задвигались, стали меняться местами, пытаясь запутать визави. Так появился знаменитый «организованный беспорядок» Бориса Аркадьева. Защитники, в свою очередь, раскусив намерения атаки, стали применять зонный метод, передавая друг другу по цепочке нападающих. Любое же подключение защитника в атаку оборачивалась для обороняющейся стороны пожаром, так как он оставался без присмотра. «Дубль-вэ» очень скоро захлестнула всю футбольную Европу. Но многие на континенте пошли своим путем и преуспели. Например, швейцарцы, австрийцы и итальянцы.
В Швейцарии, одной из сильнейших сборных 20-30-х гг., изобрели схему, названную в поэтическом ключе - «Le Verrou» или «замок». Впервые появился либеро - чистильщик, в обязанности которого вменялось страховать троицу оборонцев. На плечи двух центральных полузащитников лег груз организации игры. Впереди маячила четверка нападающих. Во многом благодаря этой тактике швейцарцы дважды добирались до четвертьфиналов чемпионатов мира.
Сборная Австрии 30-40-х гг. под руководством Матиаса Шинделара, а затем Хуго Майзла продолжала играть в три центральных полузащитника. «Венские кружева» плелись на многих футбольных стадионах Старого Света в 1931-34 гг. За этот период австрияки забили в ворота соперников аж 101 мяч! Отсюда - высшее достижение сборной - серебро Олимпиады-36. В Италии известный теоретик и практик футбола Витторио Поццо старался привить своим командам мобильную игру с использованием длинных кинжальных передач. В 30-е гг. сборная Италии, ведомая Поццо, выиграла все, что только можно. Чемпионаты мира 1934, 1938, Олимпийские Игры 1936. «Вертикаль» Поццо стала предвестницей вертикальной игры в системе «каттеначчо».

Крушение «бетона»
«Каттеначчо» утрировано - это швейцарский «замок» в кубе. Над созданием схемы работали такие известные теоретики, как Альфредо Фони и Нерео Рокко. Однако отцом «каттеначчо» считается «интеровец» Эленио Эрерра. Как и в швейцарском «замке», ключевая роль в организации оборонительных действий принадлежала либеро. Чаще всего он подчищал огрехи четверых защитников, игравших персонально. За счет лишнего игрока в обороне готовился плацдарм для контратаки. Получив мяч, чистильщик длинной передачей находил острое продолжение. «Каттеначчо» в начале 60-х победно шествовало по Европе. «Интер» Эрерры четыре раза подряд побеждал в чемпионате Италии и в довесок завоевал Кубок чемпионов-64. А вот конец эры «каттеначчо» положили опять же шотландцы. В финале Кубка чемпионов-67 сошлись «Интер» Эленио Эрерры и «Селтик» Джона Стина. Британцы, сейчас в это вериться с трудом, исповедовавшие атакующий футбол, победили - 2:1. То была, прежде всего, психологическая победа. Шотландцы показали, что не все так гладко в итальянском бетоне.
Справедливости ради надо отметить, что еще до «каттеначчо» последовало венгерское изобретение модели 4-2-4. Имя новатора - Джимми Хоган. Как писали газеты в 50-х гг., «венгерские волшебники» наполнили футбол техникой и стратегией. Венгерская вундертим за пять лет проиграла лишь один матч - финал чемпионата мира-54. Но впервые развеяла миф о непобедимости англичан, которые были нещадно биты в Лондоне - 6:3 и в матче-реванше в Будапеште - 7:1.

«Все есть все»
Вскоре к схеме 4-2-4 венгров пришли на бразильцы. Вся соль схемы - в сдвоенном центре нападения. Наставник «кудесников мяча» Висенте Феола мыслил логически: самый забивной игрок - центрфорвард. Значит если поставить двух центрфорвардов, результативность возрастет. Именно тогда и родилась известная всему миру формула игры латиноамериканцев: «Нам забивают, сколько могут, а мы - сколько захотим». Впервые эта схема была с успехом применена на мировом первенстве-58 в Швеции, где латиноамериканцы камня на камне не оставили от лучших команд Старого Света. Константин Иванович Бесков, «делегированный» туда советской федерацией футбола в качестве наблюдателя, затем вспоминал: «Впервые я увидел четко оформившуюся, новую для нас, европейцев, гибкую и эффективную систему. Она, словно пружина с ударным бойком, сжималась при атаке соперников и распрямлялась при своей, нанося неотразимый укол. Скоростные рейды крайних защитников, постоянное численное преимущество в обороне и нападении, сдвоенный центр защиты и атаки… С первого же их матча я понял, что передо мной - новые чемпионы мира».
После первого триумфа в Швеции-58 бразильцы схему пересмотрели, сменив ее на 4-3-3, под знаменами которой выиграли чемпионаты мира в Чили и Мексике. В 1966 году популярная схема 4-2-4 была модифицирована в ныне известную всему миру 4-4-2. Первым свету ее явил анличанин сэр Альф Рамсей на «домашнем» чемпионате мира-66. На том первенстве крайние нападающие англичан вдруг неожиданно для всех стянулись в центр полузащиты, где устроили такую круговерть, что доигрались до звания чемпионов мира...
В 70-х гг. наступила эпоха «тотального футбола», подготовленная голландцами на клубном уровне (победы в Кубке чемпионов «Фейеноорда» в 1970 и «Аякса» в период с 1971 по 1973 гг.) и доведенная до совершенства на международном. «Отец» модели - Штефан Ковач - отодвинул инсайдов еще дальше в линию полузащиты.
Голландцы наглядно показали, что в коллективном, тотальном футболе исходная расстановка игроков не имеет никакого значения. По сути, тогда Круифф и К° объявили смерть специализации и амплуа. «Все есть все», – гласил их лозунг. Полная взаимозаменяемость, тотальное перемещение по полю всех и вся – вот что такое сборная Нидерландов, вице-чемпионов мира 1974 и 1978. Легендарный советский тренер Валерий Лобановский, позже модифицировавший этот стиль в отечественном футболе, вспоминал: «На смену схемам пришла универсализация - то, о чем все время говорили раньше, но не понимали. Расширение зон действий - это универсализм, это умение игроков сыграть в любой позиции. Если игроки меняются, появляются то на одном участке, то на другом, сопернику приходится очень сложно с ними справиться».

Тактика в помощь
Ближе к концу 80-х наступило время 3-5-2 - тактики, доведенной до идеала аргентинцами (ЧМ-86) и немцами (ЧМ-90). Аргентинец Карлос Билардо решил, что с постоянно играющей впереди парой нападающих вооруженные офсайдом либеро и два центральных защитника справятся без труда. За счет сдвига крайних защитников ближе к линии полузащиты он добился максимальной плотности на флангах и компактности в центре. Загоняя аргентинцев в рамки, Карлос оставил свободу действия лишь одному человеку – Диего Марадоне, который и выиграл для своей страны чемпионат мира-86.
Сегодня в современном футболе преобладает тактика 4-4-2. При такой модели один из полузащитников берет на себя оборонительные функции, разгружая плэймейкера. Но в зависимости от обстоятельств модель легко может трансформироваться в 2-4-4, 4-2-4, 4-3-3... Вариантов - масса, главное - как ими пользоваться.
Впрочем, не стоит забывать - какую бы тактику не проповедовал мудрый коуч, играют все же не схемы, а люди. Тактика выполняет лишь вспомогательную, организующую функцию. Это - емкость, которую надо заполнить содержанием. Импровизация, настрой на победу, мастерство, бойцовские качества - эти понятия еще никто не отменял. Так что будьте подкованы тактически, не спите на теоретических занятиях - и все у вас получится!