РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Незнакомое слово "трансфер"

Сегодня слово «транфер», наверняка, уже знакомо любому юному футболисту. Кто кого подписал, кто кого отзаявил – день и ночь футбольный мир будоражат слухи о невероятных переходах футболистов за десятки миллионы долларов. Между тем далеко не каждому известны все нюансы и особенности того, что принято называть «трансфером». Юрист ДФЛ Дарья ГОРЛОВА рассказывает об истории создания и развития трансферной системы, существующей вот уже более ста лет.

Трансферные системы различных видов спорта могут отличаться друг от друга в деталях, однако, все они построены по одному и тому же принципу. Спортсмен в обязательном порядке должен быть зарегистрированным в клубе, в результате чего он получает право участия в спортивных мероприятиях, а его клуб - право на компенсацию при переходе спортсмена в другой. И хотя правила перехода регулируют деловые отношения между клубами, они всегда влияют на возможность спортсмена распорядиться своим трудом. Для тех, кто не знаком со спецификой спорта, трансферная система может показаться весьма странным явлением. И действительно, почему работник, решивший сменить работу, должен получать разрешение своего работодателя, причем, под разрешением будет пониматься определенная сумма денег? Однако, не смотря на критику, трансферная система в футболе существует более ста лет. С момента своего создания и до сегодняшних дней система подвергалась испытанию ни одним судебным процессом, ее называли «пережитком средневековья», клубы обвиняли в работорговле, но, тем не менее, два раза в год во время «трансферных окон» - в период, когда клубы имеют право заявлять-отзаявлять игроков - спортивная общественность вовсю трубит о чудо-сделках за миллионы и миллионы долларов. Между тем, хотя с конца девятнадцатого века (а именно в это время в Англии началось зарождение законов о переходе футболистов) трансферная система претерпела ни мало изменений в сторону либерализации, ни один громкий судебный процесс не привел к полной ее отмене.

Детище британцев

Как, наверное, многим уже известно, слово «трансфер» с английского языка переводится как «передача». Причем, в своем первоначальном виде понятие это можно было понимать буквально, так как ранее футболисту для регистрации за другой клуб необходимо было сначала передать в него форму регистрации спортсмена как профессионала. Передача формы и называлась «трансфером». Любопытно, что словосочетание «передать трансфер» оказалось столь устойчивым, что до сих пор многие путают трансферный контракт с регистрационной формой, объединяя все одним словом - трансфер. С момента своего образования Английская футбольная ассоциация раз за разом пыталась урегулировать отношения между клубами. Так, для того чтобы принять участие в соревнованиях, игрок должен был быть зарегистрированным за определенный клуб. У него также оставалось право сменить клуб в конце сезона, однако перейти в другой клуб в течение сезона без разрешения возможным не представлялось. Система функционировала настолько удачно, что вскоре после образования в 1888 году Английская футбольная лига разработала новую систему во многом отличную от прежней. Отныне даже в конце сезона футболист должен был получить разрешение на переход в другой клуб. Все это привело к тому, что все футбольные клубы могли передавать свое право на регистрацию игрока в обмен на выплату компенсации клубом, который хотел заключить с футболистом договор. Таким образом, правовая природа трансферных сделок состояла в передаче имущественного права на регистрацию игрока. Компенсация же за подготовку появилась намного позже, когда развитие футбола привело к выплате солидных трансферных сумм и возникла необходимость их оправдывать.

Проверка на прочность

Как показал дальнейший ход истории, вопрос о системе переходов футболиста из клуба в клуб стал едва ли не центральной темой в новейшей футбольной истории. Созданная в Англии, трансферная система трижды подвергалась проверке на прочность («дело ФК «Редфорд» против Кэмпбелл» (1890), «дело Кингеби против ФК «Астон Вилла» (1912), «Истем против ФК «Ньюкасл Юнайтед» (1963). И только в 1963 году в «деле Истем против «Ньюкасла Юнайтед» суд посчитал, что комбинированная система удержания-перехода является необоснованным запретом на занятие профессиональной деятельностью (restraint of trade) и идет много дальше, чем это необходимо для защиты интересов клубов. Доктрина «restraint of trade» является одним из основополагающих институтов англо-саксонской правовой системы, в соответствии с которым никто не может быть ограничен в праве заниматься профессиональной деятельностью, если таковое ограничение при этом не является обоснованным. Признание трансферной системы как противоречащей данной доктрине привело к незамедлительному изменению системы переходов. После истечения срока трудового договора клуб обязан был либо предложить футболисту новый договор, либо отпустить игрока без выплаты компенсации. Таким образом, Великобритания стала первой страной, где национальная трансферная система подверглась либерализации до принятия Европейским судом нашумевшего решения «по делу Босмана». Спустя двадцать лет новые изменения претерпела трансферная система Италии - в 1981 году был принят закон, позволивший всем футболистам беспрепятственно покидать клуб после истечения срока трудового договора. Однако, не смотря на положительные изменения во всех национальных трансферных системах, все же регулирование переходов оставалось неизменным вплоть до 1995 года, когда Европейский суд принял знаменитое решение по «делу Босмана».

Мытарства Босмана

Как известно, начало этой нашумевшей истории было положено в августе 1990 года, когда Ж.М.Босман, отыграв по контракту в родном футбольном клубе «Льеж», получил предложение от французского клуба «Дюнкерк». Однако согласно Регламенту, футболисты, у которых истек срок трудового договора с клубом, тогда не имели права переходить в другой клуб до того момента, пока работодатель не получит за него трансферную сумму, либо откажется от нее. «Льеж» оценил Босмана в 100 тыс. долларов, но не соглашался отпускать его до тех пор, пока не получит эту сумму в полном объеме. Тогда футболист обратился в суд за защитой своих прав, заодно подняв и вопрос об ограничении количества иностранцев в командах. Бельгийский суд не смог разобраться с этим делом и своим решением передал его в суд ЕС в Люксембурге. А в декабре 1995 года было вынесено окончательное сенсационное решение: суд посчитал, что статьи Римского договора от 1957 года запрещают требовать компенсацию за переход игрока, у которого закончился контракт, а также запрещают всем национальным и международным организациям включать в свои регламенты нормы и правила, ограничивающие доступ иностранных игроков к соревнованиям, которые они организуют. Оправдания, выдвинутые федерациями (компенсации сохраняют баланс между клубами и поощряют их тратить выплаты на подготовку резерва), не были приняты судом, так как этих целей можно достигнуть, не ограничивая при этом свободу передвижения игроков. Поэтому трансферная система, по которой игрока должны были покупать у прежнего клуба даже по истечении срока контракта, была признана незаконной. Но в то же время были сняты лимиты на покупку игроков-иностранцев. Так, на протяжении нескольких лет Европейская комиссия и ФИФА пытались найти компромисс. И в 2000 году Европейская Комиссия объявила о том, что предпримет меры. Угроза юридического преследования заставила ФИФА пойти с Европейской Комиссией на компромисс, в результате чего на следующий год был принят новый Регламент по статусу и переходам футболистов, вступивший в силу в 2001 году. Последний распространил свое действие на все международные переходы, а не только на переходы игроков внутри стран ЕС, став с тех пор главным документом, регулирующим международную трансферную систему.