Мы – ангелы азарта!
Сегодня, о, юный ценитель футбольной словесности, мы продолжаем разговор о сочинителях, что не проходили в своем творчестве мимо любимой всеми игры, воодушевившей на подвиги ни одного мастера слова. Итак, мы говорим о футболе в поэзии и о поэзии в футболе - ведь одно без другого не существует.Поэзия, как и футбол, нетленна. Даже сейчас, перечитывая томик сочинителей XX века, мы находим в их гениальных строфах проблемы, до сих волнующие мировую футбольную общественность...
Как и много лет назад футбол продолжает будоражить умы миллионов людей. Многие из них мечтают, чтобы прекрасные моменты игры оставались с нами навечно:
И пробил час, и день возник,
Как взрыв, как ослепленье!
То тут, то там взвивался крик:
«Остановись, мгновенье!»
Не правда ли, в уложенных строках выражено непреодолимое чувство, восхищение игрой. Попробуйте угадать, чьи же это стихи?.. Ладно, это Владимир Высоцкий. Он, скажем честно, и впрямь большой почитатель и знаток нашей с вами любимой игры. Так, в своем шуточном «Марше футбольной команды «Медведи» человек, которого любят и чтят многие футбольные знаменитости, Высоцкий очень тонко передал чувства среднестатистического любителя голов и сэйвов:
Вперед, к победе!
Соперники растоптаны и жалки, -
Мы проучили, воспитали их.
То, что поэзия направлена на передачу душевных порывов, особенно роднит изящную словесность с футболом. В том же произведении Владимир Высоцкий еще глубже проникает в душу к вратарю, понимая, что для последнего важно не только сыграть на ноль, как лукавят многие киперы, но заставить полюбить себя публику:
Да, сегодня я в ударе, не иначе -
Надрываются в восторге москвичи, -
Я спокойно прерываю передачи
И вытаскиваю мертвые мячи.
Как вы понимаете, «вытаскивать мертвые мячи» каждый раз не под силу ни одному голкиперу. Да, нет в мире вратарей справедливости! В «Песне про правого инсайда» Высоцкий утверждает, что и на поле ее тоже нет:
Инсайд! Для него - что футбол, что балет,
И всегда он играет по правому краю, -
Справедливости в мире и на поле нет...
Что ж, футбол такая игра, что даже заведомо слабый соперник может взять да потрепать нервы очевидному фавориту. Но произойти это может лишь в том случае, если пойман кураж и «выпала карта»:
Нам выпадает карта
От травмы до инфаркта.
Мы ожидаем фарта,
Мы - ангелы азарта!
Как вы, наверное, догадались, о, юные ценители изящной словесности, «ангелы азарта» - это никто иные как форварды... Только нацеленность на ворота, заряженность на борьбу, умение терпеть боль и постоянные провокации «оборонцев» позволят «раскачать ворота». Осип Мальдельштам, уже знакомый многим из вас по первым урокам, пошел еще дальше – в стихотворении «Футбол» поэт сумел постичь душу «главного» на футбольном поле. Кто еще не понял, речь идет о пятнистом друге всех игроков. Читаем у поэта:
В неравной битве изнемог,
Обезображен, обесславлен,
Футбола толстокожий бог.
Увы! Изранен мяч, сквозняк в копилке побед родной команды, зато будь у игрока выбор, он бы... Слов нет. Позаимствуем их у Давида Самойлова:
Упущенных побед немало,
Одержанных побед немного,
Но если можно бы сначала...
Хотелось, чтобы было снова
Упущенных побед немало,
Одержанных побед немного.
А как иначе?! Без пережитых невзгод - победам грош цена, без соли слез - нет веса кубку, а дольше в памяти живут невзгоды.
За нами слово, - до встречи снова!
А футболисты - до лучших дней...
О поэзии размышлял
Нельсон ПОГОСЯН