Красно-белый лев
Дмитрий Хомич: «Быть только первым!»
Что и говорить, футболист с фамилией Хомич заведомо обречен на то, чтобы занять место в воротах. Тезка легендарного «Тигра» еще только зарабатывает себе имя в большом футболе, хотя за спиной голкипера столичного «Спартака» опыт еврокубков, матчи за молодежную сборную и две серебряные награды вице-чемпиона страны. Но, пожалуй, впервые Дмитрий Хомич начинает сезон в качестве главного кандидата на пост «номер один», о чем недавно заявил генеральный директор московского клуба Сергей Шавло…
Судьба вратарская
Впрочем, сам Дмитрий нос не задирает, а, напротив, говорит об авансах, выданных ему тренером.
- Сегодня мне дали шанс, и я постараюсь оправдать оказанное мне доверие, – комментирует эти слова Хомич. – Прекрасно отдаю себе отчет в том, какая это огромная ответственность, но я по натуре максималист.
- С такой фамилией иного ждать не приходится. Старшие рассказывали про вашего легендарного однофамильца?
- В детстве отец рассказывал. Позже сам читал про него. Знаю, что после успешного турне «Динамо» по Великобритании Алексея Хомича прозвали Тигром.
- Где прошло ваше детство?
- Во Владикавказе, пожалуй, в одном из самых красивых городов России. Самое сильное впечатление – это горы, от вида которых просто дух захватывает.
- Владикавказ – футбольный город?
- Да. Во всяком случае, люди всегда с удовольствием ходят на футбольные матчи. Почти в каждом дворе есть площадки, где можно мяч погонять. В моем дворе тоже поле. Мы с друзьями там частенько бегали, проводили даже целые турниры между домами, улицами. Помню, наш двор всегда считался одним из сильнейших.
- Значит, спортсмена из вас сделала улица?
- Не совсем. У меня вообще семья спортивная: мама играла в волейбол и баскетбол, занималась бегом – ее даже приглашали в сборную России по легкой атлетике, старший брат тренировался в местной школе «Спартака». Да и вообще я с детства любил смотреть футбол по телевизору. Помню, еще в первом классе учился, когда попросил родителей отдать меня в футбольную секцию.
- С братом не соперничали?
- Да нет, он же меня на 6 лет старше! Ну, может, раньше, если играли… Но дальше футбольного поля это соперничество не заходило. Наоборот, брат мне очень помогал. Кстати, я всегда хотел играть в нападении, но когда пришел в футбольную школу «Спартака», тренер, Валерий Павлович Семенов, едва услышав мою фамилию, поставил на ворота. С горечи ушел я в школу «Юность» - там как раз играл в нападении. Но брат убедил меня вернуться в «Спартак», и с тех пор я ни разу не пожалел об этом выборе.
Забивной голкипер
- Что ж, получается, и впрямь судьба. Фамилия обязывает. Интересно, а чем же юного Хомича не прельщала вратарская профессия?
- Просто в детстве я очень любил голы забивать. Что и говорить, радости-то от забитого гола намного больше, нежели от пропущенного.
- И много забивали?
- Да. Однажды мне вручили приз лучшего бомбардира - мяч с автографами игроков серебряного состава «Алании» 1992 года. Он у меня дома хранится. А вообще из школьных лет, проведенных во владикавказском «Спартаке», отчетливее всего запомнил то, что мы постоянно проигрывали в финалах. Наверное, оттого, что я каждый раз сильно расстраивался, переживал.
- До сих пор расстраиваетесь, когда пропускаете?
- Еще как! У меня внутри все прямо закипает! Хуже нет, когда мяч оказывается у тебя за спиной, в сетке. После матчей я обычно несколько раз просматриваю записи, разбираю все свои ошибки, чтобы в будущем их не допускать.
- Кумиры в детстве были?
- Да, Петер Шмейхель и Хосе Луис Чилаверт. Последний нравился особенно, ведь он хоть и был вратарем, часто забивал со стандартов.
Хомич-путешественник
- Когда впервые задумались о карьере футболиста?
- Классе в восьмом-девятом. Меня тогда во вторую лигу взяли, в «Моздок». Этот клуб мне очень сильно помог, стал своеобразным трамплином через все препятствия. В таком молодом возрасте я играл среди взрослых мужиков! Впрочем, адаптироваться было не так трудно – ребята знакомые помогали. Но я, конечно, всегда мечтал попасть в «Аланию».
-Контрактскоторойподписалинераздумывая…
- Конечно! В «Алании» игралось замечательно. В основной состав попал, конечно, не сразу, но мне и было-то всего шестнадцать. Сразу бы меня в ворота никто и не поставил, надо было пройти через дубль, поднабраться опыта.
- Есть тренеры, о которых вам бы хотелось сказать особо?
- Это, конечно же, мой первый тренер Валерий Семенов, разглядевший во мне вратаря. Он был очень требовательным, всегда ждал от нас полной отдачи. Также Ролан Курбис – французский специалист. Он заставил меня поверить в себя, в свои возможности, словно силу какую-то передал! Ну и, конечно, Бахва Тедеев, который открыл мне дорогу, доверив место в основе.
- Помните свою первую поездку заграницу?
- А как же! Я тогда на своем первом сборе был – с «Аланией» на Кипре. Так было интересно, голова в автобусе кругом ходила! Потом я еще с молодежной сборной России заграницу выезжал. Жаль только, что в поездках почти не успеваешь ничего увидеть. Лишь только окно автобуса, да стадион. Так что впечатлений о тех странах, в которых побывал, весьма смутные.
- Намерены это исправлять?
- Непременно. Мне вообще нравится путешествовать, осматривать достопримечательности, узнавать для себя что-то новое.
Лев «Спартака»
- Помните свой дебют в «Спартаке»?
- Конечно. Мы играли на Кубок России с «Океаном» из Находки. И запомнился мне этот матч победой.
- Тяжело было влиться в коллектив?
- Первые 2-3 недели было немного непривычно, но потом стал потихоньку осваиваться. Некоторых ребят я уже знал по играм в молодежке. Впрочем, меня легко приняли.
- Успели познакомиться со спартаковскими традициями?
- С некоторыми. Здесь играли великие вратари: Ринат Дасаев, Станислав Черчесов. Выступая за «Аланию», я больше играл ногами, перейдя же в «Спартак», я стал чаще подстраиваться под командную игру: меньше выбивать, больше вводить мяч рукой. Кстати, это одна из спартаковских традиций.
- Волнуетесь перед матчами?
- Легкое волнение всегда бывает, главное, чтобы не было мандража. А в футболе нельзя без эмоций – если будешь равнодушно к нему относиться, то очень скоро окажешься вне игры. Поэтому волнение – вполне естественное явление даже для очень опытных футболистов. Другое дело, что нужно уметь себя правильно настраивать, чтобы это волнение не помешало выложиться на все сто.
- Говорят, вратарь становится «настоящим» лишь тогда, когда в его воротах побывает 500 мячей.
- Я до этого, наверное, еще не дорос. В детстве я, правда, тоже пропускал… Так что даже не знаю, забили мне 500 голов или еще нет…
- Вы играете под номером «1». А в жизни тоже стремитесь быть первым?
- Конечно. Я всегда ставлю перед собой цель – быть только первым. Считаю, это оправдано, ведь без стремления ничего и не добьешься.
- Груз фамилии на себе ощущаете?
- Да уж, иногда бывает. Но тут уж ничего не поделаешь – придется работать, доказывать. У меня есть цель – достичь того же, а, быть может, и большего, чем мой легендарный однофамилец. Надеюсь, я своей цели добьюсь.
- Алексея Хомича звали «Тигром». А вас?
- В «Алании» меня Эрик Брабец в шутку также величал. В «Спартаке» иногда шутят – на тренировках «Львом» называют.
В кругу семьи
- Что для вас в жизни важнее футбола?
- Семья, ребенок – что же может быть важнее этого? Любящая жена, маленький Мартин…
- Пророчите Мартину карьеру игрока?
- Да, у него уже сейчас любимая игрушка – мячик, просто обожает с ним играться. Подрастет, я непременно в спортивную школу его отдам, и обязательно в спартаковскую. А вообще, мне бы хотелось, чтобы он играл в нападении.
- Чем занимаетесь в свободное время?
- Стараюсь проводить его дома, в кругу семьи. Есть хобби. Например, коллекционирую майки, которыми меняюсь с игроками. У меня уже большая коллекция – есть майки Жулио Сезара, Мартина Йиранека, Сергея Овчинникова…
- Материалы о себе в прессе отслеживаете?
- Да. Люблю, когда обо мне пишут хорошо, сразу приходит какая-то уверенность. А вот к критике отношусь «не очень», такие статьи меня задевают.
- Мысли о том, чем будете заниматься по окончанию футбольной карьеры приходили в голову?
- Нет, сейчас я думаю только о футболе. Но, в принципе, в этом году я получаю диплом по специальности физвоспитание. Так что в будущем смогу преподавать. Но пока не хочу загадывать, как там все сложится. Мне еще самому нужно многое освоить.
- Чего ждете от предстоящего сезона?
- Одних побед и больше ничего!
Татьяна Меньщикова