РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Как Семшов в воротах стоял

Футбол «звезд» не прощает

Полузащитник сборной России, участник чемпионатов мира и Европы, теперь уже бывший капитан столичного «Торпедо» Игорь Семшов в межсезонье сменил черно-белую футболку на бело-голубую. Один из лучших атакующих хавбеков страны, на протяжении нескольких лет подряд являвшийся объектом трансферной охоты всех московских клубов, в нынешнем межсезонье стал игроком «Динамо».

Торпедовец

- Руководство бывшего клуба так решило, - объясняет Игорь. - В принципе если бы я остался в «Торпедо», и провел в команде всю оставшуюся футбольную жизнь - огорчаться не стал бы. Считаю себя торпедовцем. В этом клубе я состоялся как игрок, отсюда попал в сборную, за которую сыграл на Чемпионатах мира и Европы.
- Несколько лет подряд вас то и дело сватали в «Спартак», ЦСКА, а этом году еще и в «Зенит». Почему же именно «Динамо»?
- Видимо, бело-голубые договорились с руководством. В «Динамо» создается очень амбициозная команда с серьезными задачами, и меня это устраивает. К тому же со многими ребятами я знаком по выступлениям за сборную России.
- Воспитанник армейской школы поиграл в столичных ЦСКА, «Торпедо», теперь вот в «Динамо». Целая коллекция получается?
- Так распорядилась судьба. В ЦСКА я поиграл совсем не долго, лишь при Садырине. Руководство клуба, видимо, моя игра не устраивала и меня выставили на трансфер. Тарханов, узнал об этом, и пригласил меня в «Торпедо». Я сразу дал согласие - его модель игры мне по душе - атакующий комбинационный стиль, чем-то похож на спартаковский.
- Игровой стиль Сергея Петренко устраивал?
- В команде были собраны такие футболисты, что при любом тренере стиль может быть только комбинационным. Моя задача простая - выполнять задания тренера, и на тренировках, и в игре.
- Почему же с черно-белыми вам так и не удалось ничего серьезного выиграть?
- Всякий раз мы удачно стартовали и всякий раз буксовали на финише. Хотя по игре команда должна была занимать более высокие места в турнирной таблице. Трудно назвать причину. Может, финансовая сторона тому виной, может, вообще надо улучшать всю структуру клуба, а может, и простое стечение обстоятельств.

Детство прошло на стадионах
- Что ж, давайте, вернемся к самым истокам вашей футбольной карьеры. Помните свой первый удар по мячу?
- Судя по семейным фотографиям, все мое детство прошло на стадионах, причем, в самых разных районах Москвы. Конечно, без влияния отца не обошлось - он сам в футбол играл, а потом посвятил себя полностью тренерской работе с детьми. Говорят, бить по мячу стал рано. Мяч был моей главной игрушкой - я постоянно с ним возился. Позже, когда я немного подрос, отец стал брать меня на матчи команд мастеров.
- В каком возрасте вы начали серьезно заниматься футболом?
- Я еще в сад ходил, а отец уже отвел меня в школу ЦСКА. Первым моим тренером был Сергей Агапов, потом - Алексей Говязин, а заканчивал я у Евгения Дулыка, который сейчас работает директором армейской школы. Кстати, под его началом я тренировался и в дубле - он там работал вторым тренером, а первым был Колядко.
- На какой позиции играли в детские годы?
- На той же, что и сейчас. Я выделялся среди ребят неплохой техникой и футбольным мышлением, поэтому меня сразу же поставили в центр полузащиты.
- Отец, наверняка, с вами дополнительно занимался?
- Конечно. Он мне прививал ряд технических приемов. Учил, как правильно наносить удар по мячу: щекой, с подъема, «шведкой».
- Занятия были в радость?
- В основном да, но иногда был перебор. Особенно, когда надо было жонглировать - отец давал один рубеж, второй, третий. Мне приходилось повторять попытку несколько раз, прежде чем достичь нужного результата.
- И сколько же раз юный Семшов жонглировал в девять-десять лет?
- Больше сотни.

Во дворе стоял в воротах
- В детстве во дворе любили мяч погонять?
- Конечно, причем, любил постоять в воротах. Я уже в ЦСКА занимался, но не отказывал друзьям, когда приглашали - не видел ничего зазорного в том, чтобы погонять мяч во дворе. В деревне во время отдыха с удовольствием играл. Ко мне относились с уважением, и я никогда не хвастался тем, что играю в ЦСКА.
- Мама-то как относилась к вашему увлечению?
- С пониманием, ведь она вышла замуж за человека, для которого футбол был частью жизни. Сначала мама ходила на игры отца, потом на мои. Она интересуется моими успехами и теперь.
- А родная сестра?
- Кристина впервые пришла на стадион, когда я уже играл в команде мастеров. Она переживает, болеет за меня.
- Излишняя опека со стороны отца не раздражала?
- Нет. Меня и сейчас родители контролируют: мама по житейским вопросам, отец - по футбольным. Я ничего плохого в этом не вижу.
- А как реагировали на присутствие отца на тренировках другие ребята?
- Они привыкли к нему, иногда советовались. Он мог подбодрить кого-то, но мог и пожурить, чтобы не расслаблялись.
- «Разборы полетов» с отцом были?
- Еще бы. Отец посещал мои тренировки, наблюдал за всеми играми. Я старался превзойти своего оппонента в каждом игровом моменте - этого требовал от меня отец. Разбирались матчи наглядно - на монетах, шашках, фишках. Претензий со стороны отца хватало, и поскольку он человек эмоциональный, иногда у меня доходило до слез. Хорошо мать заступалась.
- В юности у вас были кумиры?
- Из наших игроков нравились армейцы Игорь Корнеев и Валерий Брошин. Мы часто подавали им мячи во время игр чемпионата СССР. Среди европейских игроков выделял Мишеля Платини.

Футболом надо жить
- Титов, Карвалью, Семшов - всех объединяет одно и то же амплуа. Говорят, в таких игроках есть что-то от Бога.
- Возможно. Многие игровые решения принимаешь чисто интуитивно, исполняешь их неожиданно даже для себя. На тренировке иной раз пытаешься повторить это, не получается. Есть вещи, которым научиться трудно - кому-то дано, а кому-то нет.
- Но элементарные технические приемы освоить-то в состоянии каждый футболист?
- Я тоже иногда поражаюсь, наблюдая, как останавливает мяч какой-нибудь молодой игрок, и диву даюсь. Как такие игроки попадают в большой футбол?! В свое время их не подпустили бы даже к детской команде.
- Но все же молодые перспективные ребята в нашем футболе есть?
- Есть, только у них как попал в команду мастеров - сразу уже звезда. Проходит время, смотришь, «звезда» упала с небес в дубль. Для многих ребят главное, что - машина, дискотека, модная одежда. То, что футбол тяжелая, напряженная работа многие понимают слишком поздно, когда поезд уже ушел. А футбол не прощает легкого и бездумного отношения.
- Многие весьма одаренные мальчишки зачастую не попадают в обойму из-за недостаточных физических кондиций. Что им посоветуете?
- Прежде всего, не отчаиваться. Никогда! Если постоянно жить футболом, вдумчиво анализировать свои игры, тренировки, устранять недостатки, упорно идти к поставленной цели - все будет в порядке. Физика к восемнадцати годам придет, ежедневный, кропотливый труд принесет рано или поздно результат. Важно только, чтобы повезло с тренером.
- Когда-то, рассуждая о ваших перспективах, специалисты говорили следующее: «Игорь Семшов заиграет, если ему отец не будет мешать».
- Я совсем недавно был капитаном не самой худшей команды премьер-лиги, сегодня играю за клуб с богатейшими традициями, меня привлекают в сборную России, по результатам прошлого сезона я среди лидеров по забитым мячам, ко мне проявляют интерес журналисты, болельщики… Я живу интересной, насыщенной спортивной жизнью. Став взрослым человеком, могу сказать, если бы представилась возможность начать жизнь с чистого листа, ничего бы в ней не менял. Поэтому, искренне благодарен отцу - не жалея сил и здоровья, он посвятил мне значительную часть своей жизни.

Михаил ЛИПОВЕЦКИЙ

Петр Семшов:
-У Игоря была светлая футбольная голова, с мячом был как артист. Помню, привел его в ЦСКА, он мог на ходу человек пять обыграть. Однако я понимал, без серьезных, упорных занятий Игорь не станет игроком высокого класса - ему не хватало физической мощи. Поэтому по отношению к сыну я всегда был требователен, хотя он, случалось, обижался на меня.