Дневник школьных наблюдений
Еженедельник «Футбол», окинув взором кузницы золотого резерва - ведущие футбольные школы страны, выяснил, откуда должны появится игроки, которым суждено через восемь лет стать лучшими на планете.Развал Союза и перестроечные процессы обессточили систему подготовки резерва в нашем футболе. Два подряд «пролета» мимо мировых чемпионатов – гулкое эхо упадка 1990-х. Нельзя не учитывать, что советская футбольная школа опиралась на мощный ствол, отходивший из корневища пятнадцати республик. Такие интернаты, как луганский и харьковский, раскатисто гремели на 1/6 части суши. Конкуренция была жесточайшей. Четыре года назад мы смаковали триумф сборной России на Евро U-17. При СССР этой виктории не уделили бы и половины того внимания, что нынче. Ребята в майках с изображением серпа и молота верховодили на крупнейших форумах. Почему многие из тех звездочек переставали «светить» при переходе во взрослый футбол – другая тема. Но детско-юношеские кузницы работали, как швейцарские часы «Ролекс».
Однако не одной украинской провинцией прирастал отечественный футбол – какой инкубатор был в Ростове! На берегах Дона открыли шлюз в высшую и первую лиги для сотни игроков, в том числе «сборникам» Леониду Назаренко, Вагизу Хидиятуллину, Александру Бубнову, олимпийскому чемпиону Сеула Игорю Склярову, а затем Игорю Ледяхову, Юрию Ковтуну, Дмитрию Лоськову. Список можете продолжить на свой вкус - всех не упомнишь.
За Ростовом «тянулся» Ставрополь, поучаствовавший в судьбе не только Романа Павлюченко, но и еще одного известного форварда-«молотобойца» - Дмитрия Кириченко. Выпадавшее из рук знамя подхватил в российский период Волгоград, где «Ротор» и «Олимпия» ревностно относились друг к другу, что, впрочем, не мешало им взращивать добротных игроков. Жизнь не покинула стены этих училищ и по сей день, но прежнего порыва и размаха не видно.
Исконно русская черта: чтобы рьяно взяться за дело, сначала нужно разрушить дотла. Говорят, в Ростове хотят возродить славные традиции, инвестируя в альма-матер серьезные средства. Необходимо лишь трезво осознавать: сиюминутно цели здесь не достичь. Если подходить к вопросу с позиции бизнес-проекта (что отнюдь не зазорно, а в чем-то и эффективнее, поскольку «обращение» частных денег в результат подгоняется плеткой хозяина), в первое десятилетие даже не стоит мечтать о том, чтобы «отбить» капиталовложения.
Будет преувеличением сказать, что в новом тысячелетии академии подмастерьев кожаного мяча растут в России, словно маслята после дождя. Однако они уже не такое эксклюзивное явление, как зимой - подснежники. В 2006-м торжественно перерезали ленточку новосибирского интерната, прописавшегося в сосновом бору на базе гимназии наукограда Кольцово, где собраны лучшие юные футболисты региона. Чуть ранее на Алтае отворила ворота Школа олимпийского резерва Алексея Смертина. При клубах продуктивно корпят питомники в Ярославле, Саранске и Нижнем Новгороде. Взяла разбег Казань. Элитную же когорту сегодня образует квартет, негласно поделивший территориальные сферы влияния.
НЕВСКИЙ ДВОР
«Смена-«Зенит»
Прописка: Санкт-Петербург, Северо-Западный федеральный округ
Год основания: 1968
Инвестор: «Газпром»
Директор: Василий Костровский
Известные воспитанники среди действующих игроков: Андрей Аршавин («Арсенал», Англия), Вячеслав Малафеев, Владимир Быстров, Игорь Денисов (все – «Зенит»), Олег Власов («Терек»).
«Смена» - редкий образец сохранения преемственности. Помните, озорной «Аякс» Луиса ван Гаала, покоривший Лигу чемпионов составом, на две трети состоявшим из своих воспитанников? «Золотой» «Зенит»-1984 – такая же команда «одношкольников». В обойму невского клуба, в первый и единственный раз завоевавшего гран-при союзного первенства, входили десять отпрысков «Смены». Фамилии Владимира Клементьева, Бориса Чухлова, Аркадия Афанасьева, автора двух знаменитых голов со штрафных «Спартаку» Юрия Желудкова и их партнеров до сих пор ласкают слух болельщиков Северной Пальмиры. В том сезоне прорезались голоса Валерия Брошина и Сергея Дмитриева, которые впоследствии дебютировали в сборной СССР. Обладатель «Золотой бутсы» ЧМ-1994 Олег Саленко и его напарник по атаке Дмитрий Радченко – тоже «сменовцы».
Постулатом для создания в Ленинграде специализированного отделения футбола послужил провал «Зенита» в 1967 году, когда команда финишировала последней в классе «А». От вылета спасли только веселые гулянья в стране по случаю 50-й годовщины Октябрьской революции: партийные чиновники сжались над ленинградцами. Отец-основатель «Смены» Дмитрий Бесов «протрубил» в должности директора 37 лет. Именно он инициировал строительство для школы шикарного спорткомплекса, который был сдан в эксплуатацию в 1975-м. Спустя три с лишним десятка лет учебно-тренировочная база подверглась реконструкции. Шефство над школой, вошедшей в структуру «Зенита», взял «Газпром».
«У клуба должен быть свой филиал, поэтому было принято решение узаконить отношения. Академия «Зенита», включающая также молодежную команду, теперь работает по единой программе. Помимо того перед школой открылись новые возможности, - поясняет Василий Костровский, который до своего директорства сам обучал в «Смене». – Впервые договор с «Зенитом» был подписан в 1999 году. Помогали городские комитеты, но трудности имелись. Слияние позволило, в частности, расширить тренерский штат до двадцати человек. Среди них – зенитовцы Александр Спивак, Евгений Тарасов и наш воспитанник, в прошлом капитан «Шинника» Дмитрий Васильев. Для ребят это отличная возможность, оставаясь в футболе, реализоваться в новой ипостаси и передать свой игроцкий опыт».
Благоустройство школы осуществлено процентов на тридцать. К осени эта цифра должна подскочить более чем в два раза. Идет монтаж воздухо-опорной конструкции, расширяется хозблок. В ближайших планах – восстановление второй трибуны стадиона и укладка летом четырех искусственных газонов. На полном интернатовском пансионе пока только тринадцать иногородних игроков, но активно лоббируется вопрос о возобновлении на базисе одной из общеобразовательных школ спецклассов для местной ребятни. В «Смену-Зенит» принимают с шести лет.
«Зенит» выиграл последний турнир молодежных команд Премьер-лиги, будучи укомплектованным четырнадцатью «сменовцами», – чем, казалось бы, не свидетельство верной политики? Да вот закавыка: в главной дружине Санкт-Петербурга давненько не может закрепиться ни один «домочадец». После Владимира Быстрова и Игоря Денисова - как отрезало. А ведь оба - 1984 года рождения. В Северной столице, не секрет, подобное обстоятельство многих огорчает. Еврокубки, медали и закупки заморских звезд – это, мол, хорошо, но жернова больших задач не должны перемалывать собственные дарования.
«Конечно же хочется видеть в «Зените» питерцев, - не скрывает Костровский. – Более того, руководством академии обозначен четкий курс: в команду ежегодно должны вливаться один-два выпускника школы. Уклон делается в сторону качества, на индивидуализм. На подходе плодовитые группы с 1992 по 1995 г.р., там много «сборников». Понятно, что поначалу молодежи сложно соперничать с игроками национальных команд, призывающихся «под ружье» «Зенита». У тренеров чрезвычайно высока ответственность за результат. Какой выход? Проявлять больше терпимости к мальчишкам, проникнуться философией клуба. Аршавин ведь тоже не сразу стал тем Аршавиным, которого все теперь знают, - Юрий Морозов дважды отчислял его из команды. Но в парня верили, дали шанс, и Андрей, увеличивая игровое время, заискрил. Я убежден, что Европа скоро услышит о новых Аршавиных и Быстровых».
«МЕККА» НА ВОЛГЕ
Академия имени Коноплева
Прописка: поселок Приморский Самарской области, Приволжский федеральный округ
Год основания: 2003
Инвесторы: фонд «НАФ» и группа компаний «Лада-Стандарт»
Генеральный директор: Евгений Писарев
Известные воспитанники: Алан Дзагоев (ЦСКА), Дмитрий Рыжов, Игорь Горбатенко (оба – «Урал»), Антон Власов (на просмотре в «Волге» НН), Евгений Песегов («Крылья Советов»), Роман Емельянов («Шахтер» Донецк, Украина).
Фабрика грез, резиденция которой расположена в пригороде Тольятти, на берегу Волги, служит примером на тему о роли личности в истории. Бывший офицер-ракетчик, президент группы компаний «Лада-Стандарт» Юрий Коноплев разбил «ристалище» на пустыре. СДЮШОР Lada, переименованная в «Крылья Советов-СОК» и носившая это название до 2007 года, словно по мановению волшебной палочки, обзавелась пышной инфраструктурой и мощной скаутской сетью. Ловко договариваясь с родителями, ребят свозили со всей страны. Соблазняли в числе прочего перспективой вояжей на зарубежные турниры.
Первые успехи пришли быстро: в 2005-м две команды академии попали «в призы» на Кубке мира в Испании. Следом хлынула слава. В составе сборной Игоря Колыванова на юношеском чемпионате континента победный танец отплясывали сразу шестеро коноплевцев (стоит, правда, оговориться, что белгородец Игорь Горбатенко и кубанец Антон Власов к тому времени едва обжились в поселке Приморский). К сожалению, радость и горе часто ходят рука об руку. 1 июля 2006 года Коноплев скоропостижно скончался от сердечного приступа в возрасте 39 лет, и над его детищем нависли тучи. Выручил фонд «Национальная академия футбола». Подконтрольная Роману Абрамовичу структура взяла школу под свой патронаж, превратив в оплот подготовки игроков для сборной России.
Академия имени Коноплева - это россыпь разного калибра полей, включая три синтетических, манеж, жилой корпус, тренажерный и хореографический залы, медико-восстановительный центр с бассейном и гидромассажными ваннами джакузи, а также столовая, площади которой позавидовали бы владельцы многих ресторанов. Здесь же футбольные вундеркинды грызут гранит науки в рамках общеобразовательной программы. В параллели - два класса, в каждом из которых по десять-двенадцать человек.
«По самым скромным подсчетам, у нас больше четырехсот ребят, это одиннадцать возрастов начиная с самых маленьких - 2003-2004 г.р., - не без оснований гордится исполнительный директор Кирилл Верхолетов. – Но за количеством не гонимся. Отсев за время учебы происходит большой. Скажем, в последнем выпуске 1992 г.р. всю лестницу со дня набора прошли четверо. Воспитанников много, поэтому с позапрошлого сезона помимо «Академии» (Димитровград) во второй дивизион также было решено заявить «Тольятти». Там игроки в среднем немного постарше. Плюс еще команда в межрегиональном турнире «Приволжье».
Визитная карточка волжского вуза – Алан Дзагоев. В отличие от чемпионов Европы Горбатенко, Власова и Рыжова, приобретенных «Спартаком» и ЦСКА, но пока колесящих по арендам, уроженец Осетии, хоть и младше на год, уже достиг топ-уровня. Дзагоев еще в академии слыл неординарным футболистом, но таких в его группе, по словам Верхолетова, было несколько. Они тоже выступают за профессиональные команды, однако их имена пока не раскручены. Это к вопросу об удаче, тренерском чутье и доверии.
К слову, утоляя ваше любопытство, сообщу, где «потерялись» другие трое обладателей люксембургского «золота». Денис Щербак играет в «молодежке» «Крыльев», Евгений Коротаев – в Оренбурге, а вот вратарь Роман Савенков действительно пропал. Широкий резонанс вызвал недавний переход в донецкий «Шахтер» универсала Романа Емельянова. Верхолетов пролил свет на ситуацию: «По ходу Мемориала Гранаткина к Емельянову проявляли интерес ряд российских клубов, но с конкретным предложением не вышел ни один, тогда как представители «Шахтера» отчетливо сформулировали свои намерения».
СТАВКА «ИНОПЛАНЕТЯН»
«Мастер-Сатурн»
Прописка: Егорьевск, Центральный федеральный округ
Год основания: 2003
Инвестор: правительство Московской области
Директор: Константин Штыков
Известные воспитанники: Александр Сапета, Антон Козлов (оба – «Сатурн»), Федор Смолов («Динамо» Москва), Владимир Ржевский («БАТЭ»), Иван Темников (на просмотре в «Урале»), Александр Куликов («Краснодар»).
Крупнейший питомник средней полосы является первым звеном в цепочке, которая замыкается на «Сатурне». Схема отлажена: трое-четверо лучших выпускников пополняют дубль команды Премьер-лиги, а остальные «дозревают» в «Сатурне-2», выступающем во втором дивизионе. Оттуда, разумеется, также можно продолжить движение по лестнице вверх – у каждого организма свои особенности.
Перемены, происшедшие год назад в верхушке клуба, затронули всю служебную вертикаль. Осенью пост управленца школы занял Константин Штыков, под присмотром которого четыре возрастные группы. Старших, 1993 г.р., забрал под свое крыло «Сатурн-2», который дислоцируется также в Егорьевске, но частенько квартирует на базе главной команды - в Кратове. Этот год наравне с 1995-м в «Мастер-Сатурне» считают особенно урожайным, и членство многих «инопланетян» в сборных – тому подтверждение.
Построенное за сто дней по заказу властей Подмосковья училище с приходом Штыкова смещает акценты в пользу ребят из своего региона. «У нас широкая география - мальчики из Ангарска, Томска, Барнаула, - замечает директор училища. – Но свои есть свои, не всем дано стать большими спортсменами, зато область в любом случае получит интеллектуальных и образованных людей. Элементу воспитания мы придаем большое значение. Ребята учатся, что называется, без отрыва от производства, здесь же. Педагоги состоят в аппарате школы».
Свежие веяния коснулись и тренерского цеха – к работе, дабы повысить КПД, привлечены четверо новых специалистов. Селекционное направление передано в руки Евгению Смертину, который подвел черту под игровой карьерой как раз в «Сатурне», после чего какое-то время возглавлял фарм-клуб «инопланетян». Словом, подмосковный «улей» гудит, сердце бьется. К юным талантам присматриваются не только наставники сборных, но и «лазутчики» из столичных школ.
Училище представляет собой несколько корпусов, в том числе жилой, рассчитанный на 140 человек. В распоряжении детей – залы аэробики и атлетической подготовки, восстановительно-оздоровительный комплекс, теннисный корт и спортплощадки. Главный футбольный «инструмент» - последнего поколения синтетическое поле, оснащенное системой подогрева, которая выдерживает холода до минус десяти градусов. По существу, это самый настоящий стадион, с беговыми дорожками, трибуной на тысячу мест, электротабло и осветительными мачтами.
КУБАНСКАЯ ЖИТНИЦА
«Центр-Р»
Прописка: Краснодар, Южный федеральный округ
Год основания: 2000
Инвестор: бизнесмен Александр Молдованов
Директор: Григорий Чичкин
Известные воспитанники: Александр Орехов («Рубин»), Сергей Самодин («Днепр»), Артур Тлисов («Кубань»), Роберт Зебелян, Евгений Панков (оба - «Жемчужина-Сочи»), Алексей Мулдаров («Мордовия»), Олег Шалаев (на просмотре в «Спартаке-Нальчике»).
«Центр-Р» больше известен в широких кругах как «Краснодар-2000» и является как бы сваями одноименной команды, выступающей в зоне «Юг» второго дивизиона. Предыстория такова. В 1999 году бизнесмена Александра Молдованова, оказывавшего помощь «Кубани», попросили содействовать отправке подросткового коллектива «Кавказ» на первенство России. Молдованов организовал сборы, экипировал мальчуганов, и они выиграли турнир. Работа с юными талантами настолько увлекла мецената, что он решил учредить в регионе профилийную школу футбола. «Центр-Р» (расшифровывается как «Центр-Регион-Кавказ), пройдя через горнило КФК, вышел во вторую лигу, а в качестве его «сырьевого» придатка был основан интернат.
Первична в молдовановской иерархии именно школа. В «Краснодаре-2000» игроки проходят «предпродажную» подготовку. «Мы закладываем ребятам основы профессионализма с первых шагов, - говорит Молдованов. – Требуем дисциплины, но при этом поощряем материально. Учащимся интерната, а это три возрастные категории, полагается небольшая стипендия. Краснодарцы и иногородние - все на полном пансионе. Учебно-тренировочный процесс курирует Сергей Захаряк. У нас обширный селекционный отдел - наблюдатели почти во всех регионах страны. Игроков не воруем – выплачиваем за них компенсацию. Кастинг жесткий: ребят тестируем, обследуем, а на просмотр, бывает, уходит до полугода. При интернате функционирует школа, в которой занимаются местные детишки в возрасте от семи до двенадцати лет».
Ядро центра – конечно же оранжерея изумительных полей. Их семь, четыре из которых, в том числе искусственное, сконцентрированы в микрорайоне «Энка» на базе, возведенной «нефтяниками». Ее жилой стан арендует «Кубань», а газоны принадлежат Молдованову. Травяные ковры холит и лелеет агроном, состоящий в штате школы.
От базы до лагеря, где проживают постояльцы «Центра-Р», - семь минут езды на клубном автобусе. Очаг школы – три этажа в одной из казарм Краснодарского юридического университета. Звучит устрашающе, но на самом деле ничего армейского, кроме пропускного режима на территорию, нет. Комнаты цивильно обустроены, к услугам ребят – водные процедуры, сауна, спортивный городок и обслуживающее их по спецзаказу кафе. Средняя школа находится поблизости. После окончания 11-го класса желающие экстерном сдают экзамены в институт физкультуры. За обучение платит интернат.
Желая обогатить опытом своих тренеров, Молдованов заручился сотрудничеством с сербом Александром Марьяновичем, магистром спортивных наук, специалистом УЕФА и европейским светилой в области детско-юношеского футбола. «Марьянович наезжает на две недели, проводит семинары для преподавательского состава и мастер-классы - для малышей, - объясняет «зодчий» кубанской житницы. - Резерв центра вижу в тех, кому сейчас нет двенадцати».
Сергей ИЛЬЁВ