РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



ДФЛ ПОЗДРАВЛЯЕТ

Календарь


"Резиденция" Хави, Иньесты и Пуйоля... или в гостях у "Барселоны"

Хави, Иньеста, Вальдес, Пуйоль, Месси... Шесть чемпионов мира из числа воспитанников клубной Академии. Секреты воспитания звезд и главные добродетели каталонского футболиста. В блоге факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" RMA – рассказ о детско-юношеской Академии "Барселоны", которую студенты престижного ВУЗА посетили во время очередной стажировки в Испании.

"Резиденция". Она же – La Masia. По-каталонски это слово означает "загородный дом", каковым он собственно и являлся в начале XVIII века. Барселона тогда была еще не так велика, как теперь, до основания одноименного клуба оставалось без малого 200 лет, а про такую игру как футбол никто и слыхом не слыхивал. Общежитием кантеры La Maisa cтала лишь в 1980-м.

"Резиденция" – трехэтажный каменный мешок 1702 года постройки, огороженный железным забором, находится на территории "Камп Ноу", в минуте ходьбы от самого стадиона. Здесь в трех отнюдь не просторных комнатах с маленькими, прорублеными в толстых стенах окнами, расставлены 12 двухэтажных кроватей. "Резиденция", La Masia – это не пустой звук, - говорит директор Академии "Барселона" по воспитательной работе Карлос Фольгера. - Это в общем-то сердце нынешней "Барселоны". Вы посмотрите: главный тренер, Гвардьола - из La Masia, мальчишкой шесть лет здесь прожил. Его помощник - Тито Вильянова - тоже. Как и тренер по физподготовке первой команды, директор Академии Гильермо Амор... Про наш основной состав я вообще не говорю. Если угодно, это действительно вторая семья".

Сегодняшние хозяева "Резиденции" – 24 футболиста в возрасте от 10 до 17 лет. Еще 36 игроков этой же возрастной категории обитают непосредственно на "Камп Ноу", где для них созданы похожие условия.

Тренировочных полей на базе "Барселоны" девять - семь натуральных и два искусственных – вполне достаточно для того, чтобы здесь могли заниматься все команды "Барселоны", начиная от первой и заканчивая той, в которой играют 8-летние дети.

Отбой в "Резиденции" трубят в 23.00. После этого в старом доме выключают свет и запирают на замок единственную входную дверь. Подъем по распорядку назначен на шесть сорок пять. Завтрак – бутерброд и кофе с молоком, и тут же – бегом в автобус. С восьми до половины второго – занятия в общеобразовательной школе (математика, история, естествознание, испанский, литература). Затем, тем же автобусом – обратно в "Резиденцию". Обед. Получасовой перерыв. Снова автобус. Выезд на базу, что расположена километрах в десяти от "Барселоны", ту самую, где занимается и первая команда. Полуторачасовая тренировка. Автобус. "Резиденция". Приготовление уроков. Свободное время. Ужин. Отбой... Кстати, к стене у входа на кухню пришпилено примерное недельное меню: макароны – шпинат, макароны – цыпленок, макароны – мясо, макароны – рыба. По-научному это называется "тщательно сбалансированным питанием".

60 игроков, привезенные в "Барселону" со всей Испании и остального мира и проживающих здесь на казарменном положении, – это сливки, элита Академии (всего в детско-юношеских командах "Барсы" тренируются около 500 человек), те, кто по мнению тренеров, со временем имеют перспективы заиграть на высоком профессиональном уровне. Путь, которым они идут, помимо врожденного таланта требует жесточайшей дисциплины и трудолюбия. Чтобы понять, что это не фальшиво-пафосные заклинания, необходимо ознакомиться с внутреннем регламентом "Резиденции".

Пункт первый, далее – по порядку. Проживающий в "Резиденции" (а равно и на "Камп Ноу") ребенок, не достигший пятнадцати лет, не имеет права отлучаться с ее территории, не спросясь у одного из трех воспитателей, которые, сменяя друг друга, проводят здесь дни и ночи напролет. Мальчик, перешагнувший порог пятнадцатилетия, может в "свободное время" покидать ее по своему усмотрению, но обязан сообщить, куда он идет и что намерен делать.

Пункт два: приглашать в "Резиденцию" друзей и приятелей строго воспрещается.

Пункт три: родители могут навещать своих чад, когда им заблагорассудится, но свидания не должны мешать учебному и тренировочному процессам и, уж тем более, прерывать их (при таком подходе большинство воспитанников, особенно иностранцы, видят отцов и матерей не больше одного – двух раз в году).

Пункт четыре: общение с родными и близкими посредством интернет-переписки тоже контролируется достаточно жестко: ребенок может вести ее только сидя в компьютерном классе все той же "Резиденции" – посещение интернет-кафе и тому подобных "злачных мест" настоятельно не рекомендуется.

Мальчик из футбольной Академии "Барселоны" никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть двоечником. Двоечников здесь отстраняют от тренировок и, соответственно, игр (официально соревноваться со своими сверстниками воспитанники клуба начинают с восьми лет). Более страшного наказания для них не предусмотрено, ибо ничего более страшного воспитанники Академиии и представить себе не могут.

"В наших детских командах не было, нет и никогда не будет футболистов, которые постоянно сидят на лавке, – сказал нам заместитель спортивного директора "Барсы" Пако Мартинес. – Конечно, в зависимости от степени таланта, кто-то из них играет больше, кто-то меньше, но на поле выходят все. Если мы совершили ошибку и приняли в Академию мальчика, не соответствующего уровню "Барселоны", то это наши проблемы. Ребенок ни в чем не виноват".

Уже в этом году воспитанники "Резиденции" должны будут сменить место обитания. La Masia прекратит свое существование в качестве общежития футбольной Академии "Барселоны". В новом жилом корпусе, строящемся непосредственно на базе, смогут поселиться и те, кто квартировал в "загородном доме", и те, кто обосновался на "Камп Ноу".

Карлос Фольгера, директор Академии "Барселона" по воспитательной работе:
– Если коротко, то, в первую очередь, мы думаем о том, какими будут людьми наши выпускники. Развитыми, образованными, социализированными, элементарно порядочными, наконец. Я подчеркиваю: я говорю сейчас как педагог, как воспитатель, а не как тренер. Но эта позиция до мелочей согласована с клубом, и она им всецело поддерживается. Дело в том, что в 10-11 лет, когда дети попадают к нам, никто не может гарантировать ни им самим, ни их родителям, что из них вырастут звезды. Больше того, никто не может гарантировать, что из них вообще получатся профессиональные игроки. Скажу вам, что по статистике, если говорить об Академии в целом, на профессиональный уровень выходят не больше 10-15 процентов выпускников, причем учтите, что речь не идет о высшем профессиональном уровне. Даже эти 10-15 процентов не разойдутся сплошь по командам Примеры. Кому-то придется играть в Сегунде, кому-то – в низших лигах иностранных чемпионатов. Ну, а для подавляющего большинства занятия футболом так и останутся одним из воспоминаний детства. На жизнь им придется зарабатывать чем-то другим, и наша задача как раз в том и состоит, чтобы к 16-17 годам уровень их знаний и развития мог позволить им продолжить образование и получить профессию, которая кормила бы их в самой обычной, не футбольной жизни.
– У вас ведь много иностранцев, это, наверное, создает дополнительные сложности?
– Да, иностранцев много. Если смотреть в процентном соотношении, то приблизительно процентов 35 от общего числа воспитанников. Сейчас у нас есть дети из Камеруна, Сенегала, Нигерии, Доминиканской республики, Швеции, Венгрии, Бразилии, Аргентины. Не сказал бы, что это создает для нас какие-то дополнительные проблемы за исключением, конечно, языковой. Впрочем, мы ее решаем. Как? Ну, во-первых, здесь же они погружаются в языковую среду, все вокруг знают испанский. А потом в течение первых нескольких месяцев наши преподаватели занимаются с ними испанским в гораздо больших объемах, чем с теми, для кого этот язык родной.
– Школа, в которой учатся ваши дети, обычная?
– Да. Но это очень хорошая школа. Совершенно обычная в том смысле, что там наши игроки учатся со своими сверстниками, не имеющими никакого отношения к футболу. Это как раз и есть один из краеугольных камней той философии, о которой вы меня только что спрашивали. Ребенок должен быть социализирован, ребенок не должен быть зациклен на футболе. Он должен понимать, что в мире есть вещи и помимо футбола, и есть люди, интересы которых, в том числе и профессиональные, лежат вне этой сферы. Если бы даже в школе они общались только между собой, уяснить это им было бы сложнее.
– А как к ним относятся другие дети, ну, вот те, что вместе с ними учатся? И как ваши воспитанники относятся к этим детям?
– Такое у нас бывало, хотя и нечасто. Но поверьте, как только мы получали такой сигнал из школы, мы сразу же находили способ поставить такого мальчика на место. Если такое и случается, то, как правило, с теми, кто у нас недавно. Вообще, вот это некоторое зазнайство, противопоставление себя коллективу это очень сложный психологический момент, который нам приходится преодолевать: понимаете, сюда ведь приходят хотя и совсем еще маленькие, но уже футболисты. И, раз они попали сюда, значит, они чего-то да стоят. Они это очень хорошо понимают: в тех детских командах, где они были до "Барселоны", каждый из них действительно был звездочкой, там тренеры на них молились и пыль с них сдували. А здесь таких звездочек – 60 человек. И всех нам надо приучить к мысли о том, что они теперь – одна семья. Семья, где у всех перед всеми равные права и обязанности. Семья, одними из главных ценностей которой являются скромность и трудолюбие, без которых большого успеха добиться нельзя, будь ты хоть суперталант. Хорошо в свое время сказал отец Пуйоля: "Мне совершенно не важно, будешь ли ты играть за "Барселону", станешь ли ты вообще профессиональным игроком, но мне очень важно будет сознавать, что ты сделал для этого все, что мог". И вот вам, пожалуйста, Пуйоль… Кто может сказать про него, что он очень быстрый защитник? Кто может сказать, что он очень техничен? Нет, ничего подобного про него сказать нельзя. Но у него было другое – трудолюбие и скромность, скромность и трудолюбие. Ну, и, конечно, очень сильный характер. И благодаря им он вырос в большого игрока.
– Как вообще можно к вам попасть? Скажем, из России. Как происходит отбор молодых игроков из других стран?
– Это прерогатива наших скаутов, которые заняты поиском футбольных талантов по всему миру. Они дают свои рекомендации и футболистов приглашают на просмотр. Но в принципе возможен и другой вариант, хотя он довольно редко используется. В общем, если вам вдруг кажется, что ваш сын или просто какой-то знакомый мальчик обнаруживает задатки будущей звезды, вы можете связаться с клубом через официальный сайт и прислать видео. Если наши специалисты сочтут ребенка действительно талантливым, с вами спишутся или созвонятся и попросят приехать.
– Вы сказали, что вам нужно каким-то образом убедить своих воспитанников в том, что они одна семья...
– Да, создать такую атмосферу совершенно необходимо. Если 12-13 летний ребенок вдруг в один момент расстается с родителями и приезжает в новое, незнакомое место, для него это, конечно, является большим психологическим испытанием. И мы должны ему помочь это испытание пройти. Вот, например, Иньеста: он родился в маленькой деревне, в Альбасете. У нас оказался в 12 лет. И до 14-ти каждый день звонил родителям и просил, чтобы они его отсюда забрали, так ему было тяжело. Слава Богу, наконец, адаптировался. А ведь могли бы мы его и потерять. И кто бы тогда голландцам забивал?...
– Да, но вопрос в том, как именно вам удается создать такую атмосферу, чтобы ребенок, оторванный от семьи, не чувствовал себя одиноким?
– Мы над этим работаем, думаем постоянно, день и ночь. Специально подбираем педагогов, воспитателей. Я лично этим занят.
– Сколько клуб тратит на игроков, живущих здесь круглогодично?
– Цифры конфиденциальные… Могу только сказать, что они находятся на полном содержании "Барселоны". Питание, обучение, переезды домой и обратно, на соревнования, медобслуживание, в общем – все. Если родители хотят навестить своего ребенка и приехать в Барселону, все их расходы тоже оплачивает клуб. Вообще, сложно вывести какую-то среднюю цифру. Все индивидуально. Одному это нужно, другому – другое. Вот, скажем, Месси нуждался в специальных препаратах для стимуляции роста. Вы знаете, он и сейчас невысок, а без них, наверное, и таким бы не вырос. Само собой, клуб обеспечил ему все, что было необходимо.

Блог RMA