РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Тренер не должен мешать

Дмитрий Баранник, известный игрок питерского «Зенита», чемпион СССР 1984 года, в 90-х гг. играл в Норвегии. Там же делал первые шаги на тренерском поприще. Еженедельник «Спорт» заинтересовался тем, как выстроена система подготовки молодых футболистов в странах Скандинавии.

- В Норвегии законодательно запрещена конкуренция детям до 12 лет. Именно с этого возраста команды начинают играть в чемпионате. Правда, «чемпионат» – это громко сказано. Так как охватывающих всю страну соревнований нет. Такие турниры проводятся только среди юношей шестнадцати-девятнадцати лет. Причем нет градации по возрастам: в одной команде бок о бок выступают как 16-летние, так и 19-летние.

- В той же Норвегии действует система интернатов?
- Такого понятия, как интернат, в странах Скандинавии нет. Вплоть до 16-летия обучение происходит исключительно по месту жительства. В большинстве своем гимназии – частные, платные. И они работают не при клубах. Но если клуб имеет виды на игрока, вполне может оплатить все обучение или же часть.

- Как относитесь к моде на иностранных специалистов в нашем детском футболе?
- Подобные действия порой носят имиджевый характер. Некоторым клубам легче создать видимость развития школы, пригласить дорого специалиста, но при этом купить в состав легионера, а не пригласить своего воспитанника. Ладно бы, иностранцы в основе, но ведь перед школой стоят другие задачи! Если в развитии школы вложены большие средства, но нет квалифицированных наставников – деньги выброшены на ветер! В период обучения ребята должны понимать тренера, говорить с ним на одном языке. Важнее не копировать западный опыт, а продумать, как наиболее продуктивно адаптировать их наработки в нашей действительности.

- Вы могли бы сравнить уровень развития детско-юношеского футбола в нашей стране и в Европе?
- Наши дети в четырнадцать-пятнадцать лет не только не уступают своим западным сверстникам, но и превосходят их. И в плане физической готовности, и с точки зрения техники, что вполне объяснимо: мы начинаем заниматься футболом раньше, да и подход на этой стадии более профессионален. Не во многих европейских странах есть возможность содержать по два тренера в команде десятилетних, проводить двухразовые тренировки. В большинстве стран все это появляется с 12-14-летнего возраста. Увы, мы сдаем позиции с пятнадцатилетнего возраста, когда происходит становление молодых игроков. В этом возрасте юноши осознанно делают то, что до этого выполняли на подсознательном уровне. Большая роль отводится не столько физической и технической подготовке, сколько пониманию игры. Вот здесь и скрывается одна из главных, на мой взгляд, проблем отечественного детско-юношеского футбола – тренерская! В нашей истории много классных специалистов – таких, как Константин Бесков, Валерий Лобановский – это люди, которые не только обладали большим объемом знаний, но они постоянно совершенствовались. На их фоне складывается впечатление, что сейчас детские тренеры, что-то узнавшие когда-то, развиваться перестали. Если человек не развивается вместе со своим делом, то происходит деградация.

- На ваш взгляд, именно тренер – двигатель прогресса детского футбола?
- Тренер – это человек, который не должен мешать. Например, когда мне было тринадцать лет, известный специалист сказал моему отцу, что я никогда не стану футболистом. Я был тогда худеньким и щупленьким. Но я восемнадцать лет отыграл на приличном уровне…

- Но ведь таковы требования: при наборе тренеры всегда смотрят на физические данные…
- Если бы тренеры смотрели только на физиологию, в большом футболе никогда не появились бы такие имена, как Диего Марадона, Лионель Месси, да тот же Андрей Аршавин! Так называемая «физика» - это не соотношение роста и веса, а умение использовать в игре свои физические данные. Можно быть невысокого роста, но при этом быстрым и прыгучим. Можно не быть гренадером, но за счет баланса и координации уметь выходить из столкновений победителем. Великие команды состоят из индивидуальностей, не похожих друг на друга ни по физическим, ни по техническим параметрам, но выдающих в совокупности результат.

- На ваш взгляд, в каком возрасте должна происходить специализация молодых ребят?
- Тренер с 15-ти лет должен более специализированно подходить к амплуа ребят, необходима ролевая направленность. В 16-18 лет наступает период, когда закладывается тактический фундамент: что ты должен делать, например, как правый защитник. В юношеском возрасте все хотят выигрывать, но нельзя забывать, что есть тема и задача именно сегодняшней игры. Если перед левым защитником поставлена цель – десять передач с фланга, то после матча я должен произвести анализ: если сделал – за счет чего, если нет – отчего? В детском возрасте – как в компьютере: чем больше информации заложишь, тем больше функций ребенок будет исполнять. Мальчик обязан понимать, в чем специфика игры, например, на флангах. Безусловно, в дальнейшем что-то будет отсеиваться, но информация должна быть.

Подготовили Кирилл Терешин, Юлия Казакова