РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Чемпионат.ру Российская газета Гудок

ДНЕВНИК ПРЕЗИДЕНТА ДФЛ

ДНЕВНИК ПРЕЗИДЕНТА ДФЛ

ФУТБОЛ-КЛАСС


Ильшат Файзулин: Обучение футболу сродни школьным урокам

Ильшат Файзулин – чемпион СССР 1991 года в составе ЦСКА, игрок национальной и молодежной сборных России. Сегодня он занимает должность спортивного директора и выполняет тренерские обязанности в Испании. Детская футбольная школа, где он трудится, существует при клубе "Кайон" из одноименного города на севере Испании. Воспитанники "Кайона" в основном попадают в четвертый по рангу испанский дивизион, после чего отправляются в свободное плавание. Впрочем, сказать, что школа скудна на таланты, – значит погрешить против истины. Некоторым из местных самородков удалось добраться до молодежных команд "Реала" и "Барселоны". 37-летний специалист рассказал НФПМ.ру о концепции и методике работы с детьми.

– Детско-юношеская школа "Кайон" относится к муниципалитету Санта Мария де Кайон в Кантабрии. Дети занимаются у нас с шести лет, играют "пять на пять", участвуют в турнирах при школах. Через два года переходят в футбол "семь на семь" на полполя. А начиная с десяти лет, играют 11 на 11. К 14 годам они переходят в футбольный клуб "Кайон" – он уже не относится к муниципалитету, это полупрофессиональный клуб. Соответственно, дети оказываются в другой школе, с другим директором. Вообще главной в Кантабрии считается школа сантандерского "Расинга". Между нашими клубами есть соглашение, согласно которому они имеют право взять ребенка в свою команду уже с восьми-девяти лет.
– Ваша школа – чисто футбольная?
– Чисто футбольная.
– Есть ли при школе интернат?
– Нет. У нас же все идет от муниципалитета, все бесплатно. И большинство детей, которые у нас занимаются, – они все местные, из нашего региона.
– То есть такое направление, как селекция, задействовано в меньшей степени?
– Просмотр игроков из других регионов у нас в цели не входит. Наши достоинства, наша реклама – это работа, футбольное образование, которое мы даем. Родители понимают, что и детей их здесь чему-то научат, и им самим какую-то информацию предоставят. Объяснят подробно, что будет преподаваться.
– Муниципалитет финансирует школу на сто процентов?
– Муниципалитет получает налоги, за счет этого и существует клуб. Инфраструктура содержится тоже за счет бюджета. Ну и плюс каждый сезон родители делают взносы по 100 евро – эти деньги идут на экипировку, детские лицензии, ну и все остальное.
– Тренер работает с командой один-два года, или же "ведет" ее до самого выпуска?
– По нашей методике, тренер берет новую команду каждый год или каждые два года. Почему так? Во-первых, ребята не должны привыкнуть тренеру. Вы же понимаете: дети быстро раскусывают сильные и слабые стороны тренера, начинают понимать, как себя с ним вести. Во-вторых, все-таки, когда долго ведешь одну команду – как пелена на глазах появляется. Есть риск неправильно использовать возможности развития тех или иных качеств футболиста. Что дает смена тренера? Есть шанс, что тех игроков, которые подавали меньше надежд, возможно, будут использовать чаще и смогут повысить их мастерство. А для тренера каждая новая команда – новый импульс, новые цели. Нужно опять напрягаться, всматриваться, думать – это лучший вариант и для тренерского роста тоже.
– В каких турнирах участвует школа?
– Их не так много. Играем перед Новым годом, на Рождество. 27-28 декабря проводится межрегиональный турнир, там участвуют такие же клубы, как наш. И летом есть турнир, который устраивает город Сантандер. Туда приезжают команды из Барселоны, Ла-Коруньи и из Португалии еще. Вот два основных турнира, в которых мы участвуем.
– Тренеры школы "Расинга" общаются с детьми из вашей школы?
– Я уже говорил о существующем соглашении. Вообще нельзя сказать, что мы создали какие-то уж очень прочные связи. Но я бы посоветовал нашим тренерам в свободное время наблюдать за тем, как строится тренировочный процесс в "Расинге" – даже просто для багажа своего. Хотя те методики, по которым мы работаем, – по ним работает вся Испания, вся Европа. Все основы футбола мы передаем детям через игровые упражнения.
– Как осуществляется выход игроков на взрослый уровень?
– В 13 лет игрок оканчивает нашу школу и переходит в клуб "Кайон". Там он может играть до 19 лет, после чего попадает в "терсеру" – четвертый по рангу испанский дивизион, это полупрофессионалы. Профессионалы – только в "примере" и "сегунде-А".
– Кто-то из воспитанников школы добирался до высшего уровня?
– Например, игрок из "Кайона" попал в скаутский список "Барселоны", его забрали туда в 12 лет. То же самое произошло и с Денисом Черышевым. Его довольно быстро взяли в мадридский "Реал" из школы хихонского "Спортинга". Вообще хочу сказать, что при правильной подготовке – если одна игровая модель и одна методика используются от детской школы до первой команды – есть вероятность, что три-пять молодых игроков попадут в основную команду. Испания – она продвинута в этом плане. Ребята попадают в "Кайон" и, как правило, дорастают затем до следующего уровня, до более престижных дивизионов. Думаю, если мы обратимся к статистике, то убедимся, что в России нет такого, чтобы каждый год попадало в основной состав даже по два молодых игрока. Хотя это норма, которая должна бы выполняться.
– Насколько важны результаты – для тренеров и для школы в целом?
– Результат складывается из того, как мы учим детей! До 12-13 лет основное внимание уделяем их "автономии". Развиваем мышление, ставим специальные задачи – так, чтобы дети их решали именно за счет мышления, индивидуального, коллективного. Это дает право ребенку в дальнейшем, когда играем на футбольном поле, спокойно принимать решения, не боясь ошибиться.
– Как идет работа над развитием мышления?
– Вот, например, взятие бровок. Можно через пас пройти эту бровку, можно через ведение, в зависимости от того, хотим мы повысить в данном тренировочном процессе индивидуальную технику (ведение мяча) или коллективную технику (передача мяча). Нужно обязательно пересечь эту линию, используя ту или иную технику. Мы должны создать условия. И дальше сама игра будет подталкивать ребенка, чтобы он вбегал в эту зону – то есть искал момент, как это сделать. Если идет недопонимание, торможение, то сам тренер должен подтолкнуть ребят к выполнению задания. Нужно не останавливать игру и долго что-то разбирать, а именно подталкивать. Задавать какие-то наводящие вопросы, чтобы они сами подходили к тому ответу, который тренер хочет от них получить. Поэтому он должен знать, во-первых, характеристики игроков – интеллектуальные, эмоциональные и физические качества. Плюс он должен знать основы и теорию футбола. Это как в школе. Мы же не можем дать детям книгу – и чтобы они сразу стали читать. Нужно, чтобы они выучили алфавит и только потом приступали к чтению. Так и в футболе. Нельзя просить, чтобы они уже в 10 лет умели сделать точную дальнюю передачу или быстро проходить центральную зону через пас, или правильно играть при обороне в линию. Все необходимо прививать постепенно. Не ребенок должен приспосабливаться к футболу, а футбол к ребенку. Система эта у нас в "Кайоне" выстроена, в каждом возрасте есть какая-то направленность. Когда они переходят через два года к другому тренеру, он уже знает, что они делали, и только совершенствует их уровень, привносит какие-то дополнительные "прослойки" в уже заложенные основы футбола.
– Как же вы их все-таки подталкиваете к атакам через фланги? Очки дополнительные начисляете?
– Вот видите, вы уже сами начинаете поиск решений. Да, действительно, устанавливаем на флангах двое ворот без сетки. И если игроки пройдут эти ворота через передачу, или за счет индивидуальных действий – в зависимости от того, что отрабатывается на этом занятии, на этой неделе, в этом месячном цикле, – это засчитывается как гол. Если они пройдут через эти ворота и забьют уже в ворота "классические" – это будет как два гола. Это хорошее мотивационное направление.
– Сколько внимания уделяется индивидуальной работе?
– До 12 лет дети занимаются два раза в неделю. Их же развивают и в других видах спорта – легкой атлетике, плавании, все это было и у нас во времена Советского Союза. И одна из тренировок как раз на индивидуальную технику: жонглирование, контроль мяча, дриблинг, игру головой – словом, все, что необходимо игроку в индивидуальном плане. И это только то, что касается атаки. Ставим и игру в обороне: опережение, отбор, та же игра головой. Мы, тренеры, ведем также и серьезную аналитическую работу, чтобы ребята четко себе представляли, в какой момент игры они смогут свои индивидуальные качества проявлять. Чтобы не пускались в дриблинг у своих ворот. Вторая тренировка – как раз на коллективные взаимодействия. Открывания, игра без мяча. Вы же понимаете, что в современном футболе главное – движение. Отрабатываем передачи через маленькие ворота, которые по ходу игры еще сужаем. Прошел пас через эти ворота – тоже дополнительные баллы. Это у нас тоже называется "мотивационным направлением", "мотивационными игровыми упражнениями".
– Много ли среди детских тренеров специалистов высшей категории?
– Как в России, так и в Испании, люди, имея на руках какую-то лицензию, конечно, рассчитывают взять команду повыше уровнем. С детьми мало кто любит работать. С другой стороны, в Испании очень жесткие требования к тренерам в детских школах. И существует большой выбор и длительных, и краткосрочных, и годовых курсов для получения лицензии. Я сам закончил курсы - сейчас я тренер национальной категории, но здесь это засчитывается как PRO, по специальному соглашению с ФИФА – настолько высок в Испании уровень тренерской подготовки. Есть программа Monitor, где лицензию вообще можно получить за месяц. Но даже если в школе будет работать такой тренер, ни один ребенок, скажем так, не пострадает.
– Школа как-то регламентирует отношения футболистов и агентов? Существует ли в принципе агентская проблема?
– До 16 лет все за ребенка, как правило, решают родители. Агенты если и ведут разговоры, то только с родителями, а не с детьми и не с тренерами.

НФПМ.ру