РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Отцы и деды на поле и у его кромки

Мой папа умер 17 мая 2007 года. С тех пор в эти дни я приезжаю на родной Алтай ежегодно. Проведать сестёр в Барнауле, папу и маму на кладбище и провести турнир "Кубок наших отцов и дедов", посвящённый всем дедам и отцам юных футболистов – живущим, и ушедшим из жизни. Но не подумайте, что мы считаем пап главными в воспитании будущих футболистов. Наоборот, по нашим наблюдениям, именно мамам обязаны мальчишки. Они и привезут на тренировку, и бутсы зашнуруют на первых порах, и голодать не дадут – бутербродик всегда в запасе. Потому и проводим мы параллельно с "папиным турниром" очень трогательный фестиваль к 8 марта – "Мамины глаза" для самых маленьких.

"Кубок наших отцов и дедов" проходил в разных городах. Первый розыгрыш в небольшом городке Алейске, где покоятся мои родители. Он знаком тысячам ребят, здесь служившим в армии, в том числе и поп-звезде Александру Буйнову. Сначала в Алейске располагалась ракетная часть. Теперь в казармах обитают мотострелки.

Ну а мне Алейск почти родной, ведь именно здесь ковались великие победы нашей команды из села Осколково. Здесь, на стадионе в окружении тополиного парка, давали мы бой городским, мстя за обидное в наш адрес "дерЁвня". Трава-мурава, устилавшая поле была плотной, не выбивалась даже в затяжные дожди, и когда, следуя генплану, стадион снесли, футбол в Алейском районе стал хиреть. Новый стадион умудрились разместить на солончаках. Малейший дождик превращал поле в огромную лужу. Пришлось и нам после неудачного из-за непогоды дебюта перенести турнир "Кубок отцов и дедов" в Барнаул. А когда в Алейске уложили искусственное поле, вернуть. Но в прошлом году краевая федерация футбола не смогла согласовать сроки нашего турнира и "Кожаного мяча".

Мы вынуждены были переехать в степной Рубцовск, известным Алтайским тракторным заводом. Трудилось тут 30 тысяч рабочих, продукция расходилась по Союзу, за рубеж. Футбольная команда заводчан "Торпедо" была гордостью города, входила одно время в число лучших Сибири. Ныне от завода – руины. Как и от десятка других в городе, где в основном производили технику. Чем тут люди живут – никто толком и не объяснит. Как везде, наверное, в крае – покупают, перепродают, копошатся на дачах, а молодёжь тянется в Барнаул или куда дальше. От команды "Торпедо" тоже осталось одно название. После того, как она распрощалась с мастерским вторым дивизионом, играла на КФК, но и на него не хватило средств. Ограничивается первенством края. У мальчишек тоже негусто соревнований. "Кожаный мяч" да "Локобол", который собирает в отличии от Барнаула команды со всей округи. В нынешнем турнире, к примеру, победила команда из Славгорода, а это 313 километров от Рубцовска. В Рубцовске родились знаменитые в сибирском футболе братья – близнецы Александр и Валерий Белозерские, блиставшие в составе барнаульского "Динамо" в лучшие его годы. Валерий, забивший под 200 голов в чемпионате и кубке, летом приезжает в город и проводит свой турнир для детей и ветеранов.

В нынешнем году мы вернули "Кубок наших отцов и дедов" в Алейск. Ничего особого нового в городе за те два года что я здесь не был, не произошло. Разве, что сменился глава города, который в отличии от предыдущего на стадионе так и не появился. А сам стадион заметно обветшал – трибуны облупились, под ними тоже не мешает покрасить. Узнаю новость: Юрий Александрович Родин, с которым мы обговаривали все детали по организации турнира, уже не председатель спорткомитета, а директор стадиона. Спорт и культуру слили в одну организацию в целях оптимизации. Поэтому Родин был един во всех лицах – комментировал, управлял табло, делал разметку, сортировал призы с сувенирами.

Сувениры получили все – фирменные майки с названием турнира, призеры – кубки и медали, лучшие игроки – мячи от ДФЛ. Случились у меня две неожиданные и приятные встречи. Сначала с земляком Иваном Игнатьевичем Строевым. Учились в одной со мной школе, но он на четыре года старше. Всю жизнь проработал механизатором в совхозе. Потом переехал в Алейск. Пришёл посмотреть, как играет младший внук. А старший бегает за "Алтай", на ведущих ролях. Скоро едет в Нижегородскую область на первенство России среди смешанных команд – это когда вместе играют мальчики и девочки. Кстати говоря, путёвка в финал "Алтаю" досталась без борьбы, никто в Сибири, кроме него, не изъявил желания играть в предварительном турнире. Печально.

В решающем матче за "Кубок наших отцов и дедов" сошлись ребята Калманки, села из-под Барнаула, и шахтёрского посёлка Бачатский, что в Кемеровской области. "Шахтёры" знакомы мне по играм в Анапе на фестивале "Большие звёзды светят малым". Шустрая, весёлая, быстрая команда, где особо выделялся, как и в Алейске, паренёк под номером 6. Выделялся всем – оранжевыми бутсами, персональными такого же цвета гетрами, сильным ударом слева, ростом и не по годам уверенностью, что заставляло роптать болельщиков других команд и подвигало тренеров из Рубцовска "проверить призывника". Надо признать, редко обходятся турниры без таких вот подозрений. Но если в 90-е годы тема подставок была горячей, особенно в некоторых командах из южных республик, сейчас скандалы на данную тему случаются значительно реже. Ребята в 10-летнем возрасте сильно разнятся физически и бывает одни выше других на голову. Такова природа – одним спешит дать ранее развитие, других – тормозит. К примеру, несколько лет назад в волгоградской "Олимпии" играл светловолосый паренёк Максим Волков. Он обгонял развитие года на два и забивал голы чуть ли не от своих ворот. На каждом турнире его проверяли-перепроверяли. Но к 14 года начали вытягиваться ровесники, а Максим оказался чуть ли самым маленьким в команде, что не мешало, однако, ему потом играть в командах первого и второго дивизионов. Одно время за команду из Йошкар-Олы играл вратарь Федя Сысоев ростом в 190 сантиметров. А было ему… 12 лет. Или вот ещё один, самый свежий случай – за "Темп" из дальневосточного города Артёма выступал вратарь Захар Бадюк. Он не только отлично стоял в рамке, но и был… лучшим бомбардиром команды. Его папа, тренер, тоже в прошлом вратарь на все игры ходил с загранпаспортом сына – никто не верил, что он "не переписан". А вот селекционеры ДЮСШ ПФК ЦСКА поверили. И, думаю, не прогадали. Сейчас Захар – один из самых перспективных голкиперов в своём возрасте. Так что время расставит по местам, кто был прав, а кто виноват. В том числе и с номером 6 из Бачатского. Замечу только, что посёлок этот совсем неподалёку от другого шахтёрского городка Калтана. Того самого, где вырос игрок сборной России Александр Головин

Но что Головин, он хоть и яркий, но далекий пример – сейчас на сборах с национальной командой. А вот пример другой – можно подойти и пожать руку, поговорить – Влад Камилов, приехавший помогать своему отцу, тренеру Калманки. 22 года, игрок ярославского "Шинника", недавно получивший звание мастер спорта за выход команды в полуфинал Кубка России. Многое у Влада впереди. Но одно ясно, именно отец Георгий Рузматович Камилов сыграл главную роль в его карьере. Когда возил его, пацанёнка, каждый день – 40 км туда и 40 обратно – в Барнаул на тренировки. Занимался с ним дополнительно. Ездил по соревнованиям. Устраивал просмотры. Влад прошёл в несколько школ, но основную – в знаменитой Академии Юрия Коноплёва в Тольятти, где играл в одной команде с Зобниным, Ходжиниязовым, Шариповым у Станислава Коротаева, сегодня главного тренера юношеской сборной России.

Нет, неслучайно, мы назвали наш турнир "Кубок наших отцов и дедов". Достойны они, папы и дедушки наших юных футболистов уважения.

Виктор Горлов,
Президент Детской футбольной лиги