РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Тренер-победитель (в рубрике «Удивительные люди» - Г.И.Костылев)

Сегодня мы частенько с грустью смотрим на результаты наших молодых футболистов – и молодежная, и юношеские сборные России уже давненько ничего серьезного не выигрывали. Между тем, болельщики со стажем с ностальгией вспоминают те дни, когда наши юноши первенствовали среди стран Старого Света. Вспоминают футболистов и тренеров, вспоминают былые победы. Геннадию Костылеву, дважды приводившему юношеские сборные к победам на чемпионатах Европы, тоже есть, что вспомнить, что рассказать.

Футболист и инженер

Мое детство пришлось на послевоенную разруху. Вторую мировую мы с мамой пережили на Урале. После завершения военных действий переехали в подмосковный город Лыткарино. Так что свое футбольное образование я получил под Москвой.

…О карьере футболиста я никогда и не думал. Мирок наш маленький: Люберцы, Подольск, Химки. Даже выехать из Лыткарино было проблематично: автобусом до Люберец, далее электричкой до Казанского вокзала.

Лишь благодаря футболу посмотрел на мир другими глазами. Приближалась Спартакиада школьников в Волгограде. Когда формировали сборную области, не прошли мимо меня, и я выводил ребят на поле с капитанской повязкой. На базе нашей команды было решено создать сборную РСФСР для участия во Всесоюзной спартакиаде в Риге. Шел 1957 год, и я вновь был выбран капитаном.

На Спартакиаде школьников меня заметили тренеры ФШМ. Там я провел всего год, но зато выпускной. Обучаться тогда в ФШМ было чем-то сказочным. Сначала меня привлекали к занятиям с 1939 г.р. В том выпуске были Виктор Шустиков, Игорь Численко. Занятия проводил Константин Иванович Бесков. Когда они закончили школу, я уже со своим возрастом стал тренироваться вместе с Владимиром Петровым, Вячеславом Амбарцумяном, Виктором Аничкиным.

Конечно, ездить было далековато: туда и обратно – часов пять. Но для меня это было большим удовольствием, к тому же и в школе я по предметам успевал. Все это сильно дисциплинировало. …Когда отец уходил на войну, то наказал маме, чтобы я обязательно получил техническое образование, стал инженером. Она мне об этом всякий раз напоминала. Так что пришлось сдавать экзамены в технический ВУЗ. Причем, к удивлению многих, я сразу туда поступил.

«Молодой, покажи!»

По выпуску в ФШМ пробиться было крайне тяжело, забирали из команды лишь пару человек. Множество ребят – выпускников московских футбольных школ – оставались невостребованными. Доходило до смешного. Каждый год проводились товарищеские игры сборных Украины и России. Что характерно в украинские цвета наполовину были одеты москвичи. Где Украина, где Россия? Одна сборная Москвы. Настолько столица была богата талантами, что освоить весь «материал» была просто не в силах. Зато уехавшие на места москвичи давали огромный толчок развитию футбола в регионах.

Сразу после окончания ФШМ шесть человек, в числе которых был и я, пригласили в волжскую «Энергию». Отыграл там два года, как вдруг «Торпедо» - в то время одна из сильнейших команд страны – зовет меня к себе. Я, честно говоря, жутко испугался и никуда не поехал.

В 1960 году я перебрался в ижевский «Зенит», где сразу стал ведущим игроком. Удивительно, но даже тренер не знал, что помимо основных тренировок мы занимались еще и самостоятельно. На таких импровизированных занятиях я вроде как тренером был – опыт ФШМ помог. Даже старшие ребята выходили и с удовольствием тренировались. Многие упражнения у них не особо получались, так они меня просили: «Давай, молодой, покажи!».

В 1964 году я перешел в горьковскую «Волгу», которая тогда выступала в высшей лиге. Но спустя год последовал вылет - команда развалилась, игроки разбежались. У меня было предложение от минского «Динамо». Я уже приехал в Минск, получил ключи от квартиры, однако так получилось, что команда уехала на сборы заграницу. Прослонялся я две недели без дела, сдал ключи и вернулся в Ижевск.

Не знаю, наверное, все-таки моя игроцкая карьера могла сложиться куда более удачно. Везде был на ведущих ролях, капитанствовал в Горьком, Ижевске, во взрослой сборной России, которая собиралась для выставочных матчей и Спартакиады. Но…

«Начнем с азов»

Так и закончил играть в 30 лет в Ижевске. Мне сразу предложили возглавить «Зенит». Я отказался: одно дело играть, другое – тренировать. «Давайте начнем с азов», – сказал я. Три года вел группу подготовки. Сейчас школа в Ижевске одна из лучших в стране. Приятно, что приложил к этому руку. И множество моих учеников сейчас передают знания молодым.

В 1974 году, набравшись опыта, стал главным тренером «Зенита». Энтузиазма было полно, команда заиграла, но все закончилось футбольным дефолтом, так как Политбюро наказало снять зарплату со спортсменов. Директор нашего завода пытался было пойти против, но в конце концов и его вынудили смириться.

…Как раз весьма удачно в 1976 году открылась Высшая школа тренеров. Я специально сделал перерыв в своей тренерской практике, так как столкнулся с проблемой технического характера: как тренировать, сколько давать нагрузки, чему учить. Я был в числе тех, кто составил первый набор ВШТ: Павел Садырин, Эдуард Малафеев, Геннадий Логофет, Владимир Федотов.

Закончил ее в 1977 году. Отвечал за подготовку резервов, курировал зону второй лиги.

Вскоре позвали в череповецкий «Строитель». Встретился с руководителями, которые говорят: «Город у нас рабочий, мол, надо бы чем-то занять трудовой люд. Хоккей вроде развит, хотелось бы поднять еще футбол». Сказано – сделано. Школы, конечно, там отродясь не было, пришлось заняться селекцией. Так и принялся за работу. До меня команда плелась в хвосте, на 20-м месте. На следующий год - 10, дальше - 7, потом - 4-ое. Три года проработал, и каждый год улучшал показатели. Но самое главное, что одного местного парня забрали из команды в высшую лигу!

Меня просили остаться, но дальше я не видел перспектив роста. Был опыт работы в Казани, но взаимопонимания с руководителями не нашел. Осенью 1983 года окунулся в работу с юношеской сборной СССР. Расписал сборы, потихонечку стал набирать ребят 1968 года…

Команда XXI века

Самое сложное в работе тренера сборной – селекция. Футболистов сотни, а нужно отобрать единицы. Вопрос – как? У иных есть талант, но нет харизмы. Такие, по сути, не спортсмены, а физкультурники, так как не могут стиснуть зубы, сыграть «через не могу». А я всегда был нацелен на самые высокие результаты.

…Конечно, для меня самого победа на чемпионате Европы ребят 1968 года рождения стала неожиданностью. Я ведь не знал уровень соперников, мы играли с командами, выступавшими во второй лиге. Не просто играли – обыгрывали. И это в 16 лет.

Было смешно, но меня несколько раз даже не выпускали заграницу. Я готовлю команду, она едет на турнир без меня. Потом меня спрашивают о результате. Отвечаю: «Мы постараемся сыграть отыграть». А в ответ: «Что значит - хорошо?! Вы должны привести только первое место».

Готовились вслепую - пришлось по ходу смотреть, делать выводы. Внесли коррективы и выиграли. Впрочем, приятно даже не то, что получили золотые медали, а то, что через несколько месяцев двух ребят в семнадцатилетнем возрасте забрали в высшую лигу. Это объективный показатель моей работы.

Но после я опять сталкиваюсь с произволом. Эта команда должна была принять участие в чемпионате мира для 17-летних, но кое-кто не верил в команду, и на соревнования ее не пустили. А в кого не верили-то!? Харин, Кобелев, Писарев, Мостовой, Юран, Касымов... Уверен, мы бы выиграли то первенство. Немцы тогда стали чемпионами мира, а мы их в подгруппе чемпионата Европы просто вынесли.

Если сравнивать 1968 г.р. с 1971 г.р. то могу сказать, что по командной игре 71 год рождения был посильнее, так как я с ними дольше работал – 5 лет. Но по личностям 68 г.р. – намного ударнее. Кобелев скоростью не обладал, но какая «голова»! Юран у меня хавбека играл. Сумасшедшая левая нога, по характеру – боец.

Первый год мы вообще не могли ни одного соревнования выиграть, то вторые, то третьи. С третьего года работы с 1971 г.р. мы выиграли все соревнования – официальные и неофициальные, домашние и гостевые – под аплодисменты. Прогремели по всему Старому Свету, нас уже боялись. Помню, перед чемпионатом Европы состоялся турнир в Израиле. Съехались сборные Испании, Португалии, Германии, Италии, Польши. Мы «причесали» всех. В финале разгромили Португалию с Фигу в составе. Через пару месяцев в финале чемпионата Европы встречаемся с теми же португальцами. Как они нас боялись! Весь второй тайм мы отыграли вдесятером - Бушманов за вторую карточку был удален. Так Карлуш Кейру кричит своим: «Вперед!». А они мнутся...

До сих пор помню, как Бобби Чарлтон заявил тогда: «Такого я не видел, это - команда XXI века». По всем показателям мы были лучшими. Сергей Щербаков и вовсе получил «золотую бутсу». А в наших газетах лишь статистика и маленькая фотография… И никакой методики! Никто не задумывался, как удалось подготовить такую команду?!

После того успеха меня пригласили принять участие в семинаре ФИФА, где я выступил с докладом о победе нашей команды. На нас тогда ориентировались, за нами ездили, снимали тренировки, мы были законодателями мод. Сейчас же никому ничего не нужно…

«Барсе» на удивление

…В творческом отношении период, когда я возглавил ЦСКА, был весьма интересен. У нас тогда произошла смена поколений – весь чемпионский состав, выигравший последний союзный чемпионат и кубок, отправился на заработки заграницу. В команду влилась большая группа новичков, 10 человек из которой призывались в молодежную сборную России. Но, по сути, это был дубль. Так что больших иллюзий никто не питал, в том числе, и я не верил, что команда способна в столь короткие сроки возродиться. К счастью, молодежь хотела доказать скептикам обратное. И очень скоро эти ребята заиграли в серьезный футбол. Не поверите, но мы перед «Барселоной» возили «Спартак», который тогда был безоговорочным лидером. Они у нас за середину поля не выходили.

Я стал первым тренером, под руководством которого ЦСКА пробилось в Лигу чемпионов. Конечно, не думали тогда, что попадем в групповой турнир. Пройдя исландцев, на сборах в Испании смотрели контрольную игру «Барселоны» с киевским «Динамо». Каталонцы тогда разгромили украинцев – 3:0. Мы ведь тогда еще не знали, что в следующем отборочном раунде Лиги чемпионов будем играть с ними. Говорю своим: «Эх, если нам испанцы попадутся, пройдем их». Посмеялись. Проходит время, и вдруг нам выпадает «Барса».

Погрешу против истины, если скажу, что мы были сильнее «Барселоны» со Стоичковым и Ромарио. Мы их, конечно, побаивались. Они ведь были действующими обладателями чемпионского кубка. Но мы удачно сыграли дома, разойдясь миром – 1:1. Приехали в Каталонию, а они так снисходительно, свысока к нам относятся. Говорю парням: «Ребята, они нас недооценивают, и это наш шанс».

Первый тайм проиграли с минимальным счетом. В перерыве сказал ребятам, что теперь испанцы трястись будут, нужно лишь мяч взять под свой контроль. И пошло-поехало. Все испанские звезды как начали ругаться меж собой, отбирать-то мяч особо никто не любит. Так мы и победили – 3:2.

Жаль, что мне не дали поработать с этой командой дольше. Нужно было ее сохранить, но тут пошли заявки на игроков – из Германии, Испании. Началась купля-продажа.

У ЦСКА, у армейских болельщиков тогда украли кубок России-93... Причем, свои же! Накануне встречи мне сообщают, что я освобожден от обязанностей главного тренера. Отвечаю: «Завтра сыграем, и сам уйду». Они настаивают: «Нет, сейчас!».

Я сел в машину и уехал. В два часа ночи в день игры ребята звонят: «Геннадий Иванович, если вы не приедете, мы играть не будем». Приехал, но подготовка к матчу была скомкана, ребята-то не выспались. Вышли на поле и проиграли «Торпедо» по пенальти.

К труду готов

В 90-х гг. помотало меня по командам. Сегодня вот уже больше года работаю в «Сатурне». Сначала старшим тренером, потом работал с дублем, а с декабря 2004 года возглавляю егорьевский «Сатурн». Задумка какая? Создать вертикаль: интернат, вторая лига, дубль, команда мастеров. Идея, стоит сказать, заслуживает одобрения. В мои обязанности входит работа с молодежью.

Сейчас многие школы работают вхолостую. О чем говорить, если даже за сборную выступают недоучки. Где отдача? Кто-то задумался об этом?! В советское время школы работали намного продуктивнее. По стране насчитывалось семьдесят с лишним специализированных школ. Минимум двадцать интернатов - по одному в каждой республике.

Что же сегодня случилось?! Люди не те? Что, ребята, побеждавшие на чемпионатах Европы, из другого теста были сделаны?.. Просто тогда роль тренера не сводилась к минимуму. Я, к примеру, забирал людей на столько, на сколько мне было нужно. Каждый месяц по две недели мы проводили сборы, у меня появлялась возможность тренировать ребят. И доводить их в результате до европейского уровня. Я и сейчас подготовлю игроков, отберу, и мы будем выигрывать…

В свои 65 лет я востребован. Но мог бы дать нашему футболу гораздо больше. Мог бы делиться опытом с молодыми специалистами, участвуя в различных тренерских семинарах, приносить стране медали, готовить футболистов, как делал это когда-то. На протяжении всей тренерской карьеры у меня везде, без лишней скромности, наблюдалась положительная динамика результатов. Но пока никому это не нужно...

Литератуная запись


Нельсон ПОГОСЯН

ДОСЬЕ

Костылев Геннадий Иванович. Мастер спорта. Заслуженный тренер России. Родился 27 сентября 1940 года в пос.Константиновка (Сталинская обл., Украина). Выпускник ФШМ. Выступал за команды «Энергия» Волжский (1958-59), «Зенит» Ижевск (1960-63, 1967-1970), «Волга» Горький (1964-66). Главный тренер команд «Зенит» Ижевск (1974-75), «Строитель» Череповец (1980-82), «Рубин» Казань (1983), юношеских сборных команд СССР (1984-1991), ЦСКА Москва (1992), юношеской сборной России (1994-95), тульского «Арсенала» (1996), омского «Иртыша» (1998), ФК «Краснознаменск» (2001), ФК «Титан» Москва (2003). Тренер команд ЦСКА Москва (1997-98), «Торпедо-ЗИЛ» Москва (1999), «Ротор» Волгоград (2000-2001), «Сатурн» и «Сатурн-Д» Раменское (2004). С 1 декабря 2004 – главный тренер егорьевского «Сатурна». Двукратный победитель чемпионата Европы с юношескими сборными СССР (1985, 1990 гг.).