РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



Футбол и голуби

Во всех уголках нашей страны издавна голуби пользовались особой любовью, их охраняли и подкармливали. Птицы эти, самые доступные для человека, живут повсюду - в городах, селах, деревнях. Отсюда и особое внимание к этим пернатым. Выпустить на волю пару голубей, а потом, затаив дыханье, зачарованно смотреть на белоснежных птиц, парящих в небе – непередаваемое чувство. «Голубиных, - читаем в энциклопедии, - можно назвать одаренными существами». Не случайно, в истории футбола голуби оставили след изящности и преданности…

Чиграш, германец и почтарь
Из детства, от футбольных праздников послевоенных лет маленького подмосковного городка осталась связка: футбол и голуби. Гол хозяев, либо именитых друзей (а в те годы ведущие клубы не стеснялись играть на фабричных стадионах) – и в небо взмывает стая голубей: чиграши, германцы, сороки, почтовые... Покружив над шумным сборищем, пернатые улетали к своим голубятням, и тот, кто не сумел выбраться на игру, мог, не выходя из дома узнать: на стадионе событие. Ребята постарше всегда отбирали по три-четыре лучших голубя, чтобы поприветствовать удачу своей команды. В плетеных корзинах - садках или просто за пазухой мальчишки носили на стадион не гранаты или бомбы, а голубей. Голов в матчах конца 40-х и в начале 50-х годов забивали много, но все равно их ждали. «Пора! Полощет плат крылатый. И разом улетают в гарь Сизоголовый и хохлатый, И взмывший веером почтарь».
Есть даже футбольная легенда о появлении голубей на матчах. Среди болельщиков московского «Металлурга» (вспомните имена Бориса Аркадьева, Григория Федотова, Константина Бескова) было много голубятников, рабочих завода «Серп и молот». Производство непрерывное – от мартеновской печи не отойти. Вот и приноровились болельщики отправлять с друзьями из нерабочих смен на стадион. Забьет «Металлург» - в небо взмывает «чиграш», неудача летит «германец». Так и работала экспресс- почта болельщиков-голубятников…

Ореховское знамя
Ноябрь 1945 года - толпа лондонских зевак, голуби и человек в мешковатом костюме, галстуке и шляпе… Старая фотография в книге - «Бобров кормит голубей на Трафалгар-сквере». Тот самый Всеволод Бобров, кому предстоит стать легендой нашего 100-летнего футбола. Матч Кубка СССР 1962 года в Крутом, под Орехово-Зуево - старейшая русская команда «Знамя труда», созданная для рабочих ореховских мануфактур, против московского «Спартака». Местный болельщик, увидев за шторкой в окне автобуса Николая Старостина, прокричал ему: «Николай Петрович, сколько нашим сегодня привезете?». Старостин брезгливо отвернулся, но кто-то вытянул из последнего окошка растопыренную ладонь: «Пять» - сосчитала вслух воскресная толпа безбилетников. Чего же ждать, и так все ясно: голов было пять, а счет 2:3 (не в пользу москвичей). На переполненном стадиончике стаи голубей, выпущенные ореховскими ребятами, курлыкали победе хозяев. А несколько месяцев спустя в Лужниках наследники «морозовцев» подняли ввысь заветный Кубок, словно приветствуя «пернатую удачу». Голуби и воспоминания, футбол и голуби...

Бесков на голубятне
…Полуфинал Кубка СССР 1963 года в Лужниках «Динамо» - «Спартак» и белый голубь, сидящий на перекладине ворот, защищаемых Яшиным. Нервная, напряженная игра и тихий голубь на перекладине ворот...
Чуть позже сам Лев Иванович вспоминал о голубях в московском «Динамо»: «В команде были люди разных интересов, среди которых особое место… занимала голубятня. Многие динамовцы той поры были заядлыми голубятниками, а самым большим, ревностным и умелым – Константин Бесков. И вот по его инициативе мы соорудили на крыше нашего общежития в Мытищах изумительную по красоте конструкцию, куда поместили две дюжины пернатых». Спустя много лет, когда Яшин разговорился с Михаилом Якушиным, последний вспоминал: «Знаешь, ни один тренер никогда бы не сделал столько для сплочения коллектива столько, сколько сделала эта голубятня».
Знатоки утверждают, что «роман» Константина Ивановича с голубями начался еще в раннем детстве, когда в доме Кости появился новый сосед, бухгалтер Африкан Копейкин, заядлый голубятник. Юный Бесков помогал Африкану сооружать голубятню, носил доски, воду для голубей, чистил клетки. А чуть повзрослев, сам завел себе черно-чистых водянок, черно-пегих ленточных с белой полоской, словно ленточкой, на хвосте… С той поры в минуты, когда подступало отчаяние, Бесков всякий раз приезжал на Рогожскую Заставу, на Рабочую улицу, где провел детство, где когда-то гонял голубей. И когда судьба посылала очередное испытание, он выпускал их в небо. Знал, что они обязательно вернутся и что все обязательно образуется…
Поговаривают, что до сих пор Константин Иванович появляется на голубятне. Иногда ездит туда и просто смотрит… Супруга, Валерия Николаевна, удивляется: спустя минуту после взлета пернатые превращаются в точку на небе. Но для голубятников это и есть самое удивительное…

Прошли годы. Футбол стал профессиональным, из него ушла романтика, улетели голуби. Их отвадили прожектора вечерних матчей. Но толкователи снов утверждают: если приснилось, что вы выпускаете на волю голубей, в жизни для вас не существует преград. Все получится, все состоится. Помните об этом…

Александр ЖУКОВ