РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Российская газета Гудок sport24 Советский спорт



В "Реале" все реально

Качество игры как секрет успеха. Незацикленность на жестких тактических сценах. И больше сотни игроков, воспитанных, увы, не для себя. Очередная стажировка учащихся факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" RMA рассказала об основных принципах работы футбольной Академии мадридского "Реала".

Тренер мадридской Академии Иньяки Бене – сильный парень. Не каждый бы, пожалуй, оправился после такого несчастья. Вот только представьте себе: десять лет готовиться к тому, чтобы стать профессиональным футболистом и вдруг, в восемнадцать, все в один момент потерять. Травма!. Тяжело? Да не то слово! Но он справился, и вернулся-таки в футбол, пусть и не игроком. Сначала получил диплом учителя физкультуры, потом выучился на тренера. Сейчас ему тридцать, и он работает с 11-летними детьми в Академии "Реала", в которой сам когда-то занимался. Собственно, он нам и рассказал, как у них там дело поставлено. Интересно, думаю, было бы сравнить эту кантеру с барселонской. Тем более возможность-то есть.

- Иньяки, можно обрисовать примерную структуру Академии, ее штат?

– Пожалуйста. Прежде всего, Академия – это 13 команд разных возрастных категорий – от 7-8 лет до 17-18, сейчас младшие дети у нас 2002 года рождения, старшие – 1992-го. Это 37 тренеров. По два на каждую команду, плюс еще несколько человек, работающих индивидуально. Скажем, на все тринадцать команд у нас есть трое тренеров вратарей. И еще несколько человек, которые ставят технику и занимаются с футболистами, восстанавливающимися после травм. Да, кстати: все тренеры, работающие с детско-юношескими командами "Реала", имеют лицензию Nivel 3 – такая лицензия в принципе дает ее обладателю право возглавлять команду Примеры. Что еще? Административный департамент, занимающийся общими вопросами. Специальный консультант, который проводит уроки по изучению правил игры; этот же человек прививает игрокам правильное, корректное отношение к судьям и их решениям, разъясняет механизмы принятия этих решений. Само собой, врачи, массажисты. Плюс департамент интеграции; там работают педагоги – воспитатели, отвечающие за максимально комфортную адаптацию новых игроков. Прежде всего, разумеется, это относится к иностранцам и футболистам, хотя и испанским, но родившимся вдалеке от Мадрида и постоянно проживающим в Академии в отрыве от семьи. Таких у нас сейчас 40 человек, самым маленьким – 14 лет, детей младше этого возраста мы сюда не привозим. То есть, найдя перспективного мальчика, мы можем наблюдать за ним, следить за его прогрессом. Но перевозить его до 14 лет в Мадрид – нет, этого мы не делаем никогда.

- Почему? Это же, наверное, дает преимущества вашим конкурентам? Взять, условно говоря, Месси. Он, насколько известно, в Академии "Барселоны" с 13 лет. Допустим, вы нашли его первыми. Но у вас правило – не забирать из дому детей до 14 лет. А "Барса", у которой такого правила нет, взяла и увела его у вас, договорившись с родителями...

– Слушайте, у вас у самого-то дети есть?

- Есть.

– Ну, и что вы предпочтете: чтобы ваш ребенок как можно дольше находился с вами или чтобы его в восемь лет или в десять забрали бы от вас и увезли за тысячи километров? Как вы думаете, что лучше для самого ребенка? Что гуманнее? Вот вам и ответ на ваш вопрос.

- А как обстоит дело с общим образованием футболистов, живущих в Академии? В "Барселоне", например, ему уделяется первостепенное внимание.

– Не волнуйтесь, в этом смысле мы очень похожи на "Барселону". Все сорок детей и подростков, которые живут здесь постоянно, ходят в очень хорошую частную школу. И очень, замечу вам, не дешевую. За каждого своего воспитанника "Реал" платит по 30 тысяч евро в год. Только за обучение. Я не говорю уже о том, что и во всем остальном они тоже находятся на полном обеспечении. Ну, и, конечно, точно также, как "Барселона", мы стараемся привить нашим детям представление о ценностях, присущих клубу, частью которого они становятся. К примеру, каждому вновь принятому в Академию мы дарим книгу по истории "Реала". А другую книгу вручаем родителям – там есть разные советы: по питанию, по воспитанию…

- И какие советы по воспитанию вы даете?

– Главный совет: с ребенком нужно быть ласковым...

- Какие-то стипендии воспитанникам, которые живут в Академии, выплачиваются?

– Нет, такого, чтобы ежемесячно им платили какую-то фиксированную сумму, такого нет. Но если им нужны какие-то карманные деньги, они их получают. Нужно просто обратиться к воспитателю и объяснить, для чего тебе деньги. Если это будет разумное, естественное объяснение и разумная трата, деньги мальчику будут выданы.

- На что в первую очередь обращают внимание скауты и тренеры "Реала", просматривая юных футболистов?

– Основных критериев три. Первый – техническая оснащенность игрока. Второй – способность мыслить, принимать решения на поле. Третий – наличие характера, способность к упорному труду, умение переломить неблагоприятно складывающиеся ситуации и обстоятельства. Причем с возрастом очередность этих критериев меняется. Если в 10-летнем возрасте для нас на первом месте находится именно то, насколько парень техничен, то при изучении возможностей более взрослых игроков значительное внимание уделяется уже двум другим качествам.

- Какие силы задействованы в поиске потенциальных воспитанников?

– В системе Академии работают 12 скаутов, которые высматривают перспективных детей в Мадриде. Подчеркиваю, 12 человек – только здесь. Еще 19 скаутов занимаются этой же работой в других провинциях Испании. И, наконец, есть еще 11 специалистов, ответственных за поиск талантов в остальном мире. Благодаря этим людям в Академии оказываются большинство в ней занимающихся. Но мы не исключаем и других путей. Скажем, любой человек, который считает, что у его сына, внука, племянника имеются задатки хорошего футболиста, может сообщить нам об этом через наш официальный сайт. Наши люди с ним свяжутся.

- С любым, кто оставил такое сообщение?

– Уверяю вас, с любым. Даже если таких сообщений будет тысяча.

- Вы говорили о ценностях "Реала", которые клуб старается донести до каждого мальчика, занимающегося в его Академии. А в чем они? Ну, помимо, конечно, великой истории.

– Главная ценность – сама игра. Мы думаем об игре больше, чем о результате. То есть вернее будет сказать, что мы уверены, что при хорошей игре и результат рано или поздно придет. А при плохой нужный результат может случится ну раз, ну – два, а потом все рухнет, и это будет вполне закономерно. И эту мысль мы стараемся внушить нашим детям. Нам не нужна победа любой ценой. Нам нужна победа, добытая хорошей, качественной, зрелищной игрой. Вот пример: не так давно наша команда, в которой играют дети 12-13 лет, вышла в финал одного турнира и встретилась там со сверстниками из "Барселоны". Играли отлично, но – уступили, по пенальти. И вот после этого Перес и Вальдано пришли к нашим в раздевалку и поздравили их так, как если бы они победили. Пообщались с игроками, и смысл сказанного ими был таков, что все было бы гораздо хуже, если бы дело обстояло наоборот: играли бы ни шатко ни валко, а выиграли бы.

- В "Барселоне" нам рассказывали, что футболисты, занимающиеся в их Академии, с ранних детских лет наигрываются под тактические схемы, используемые основной командой. Поэтому потом те из них, кто дорастает до основы, легко в нее встраиваются.

– Ну да, я понял, о чем вы... Но это не наша история. На уровне детских команд мы не делаем жесткого упора на схемы. Мы думаем не о схемах. Мы думаем об игре. Мы работаем над тем, чтобы футболисты знали и понимали не только свой маневр, но и всю игру в целом. 4-3-3, или 3-5-2, для нас это не так важно. И в этом, вы верно подметили, наше отличие от "Барселоны". Спору нет, игрок, воспитанный в их Академии, условно говоря, правым полузащитником, может уверенно исполнять эту функцию в рамках привычной схемы. Но ведь очень немногие из них затем заиграют именно в "Барселоне". А у тех, кто уйдет играть в другие клубы, скорее всего, возникнут большие проблемы, перестроиться им будет трудно. В то время как игрок, воспитанный "Реалом", воспитанный в гораздо более универсальном ключе, таких проблем иметь не будет.

- Но вы согласны с тем, что в сравнении с Академией "Барселоны" ваша проигрывает? Как по-вашему, в чем причина?

– Это почему же мы проигрываем?

- Ну, потому, что там восемь собственных воспитанников сейчас в основе играют, а у вас...

– А у нас... Хорошо, давайте считать. Касильяс – раз. Гранеро – два. Адан, Арбелоа, Матеос – три, четыре, пять. Тоже, согласитесь, совсем неплохо. Говорили бы мы с вами год назад, я бы еще в этот список Рауля добавил, да что там добавил, я бы с него этот список и начал... Будь моя воля, я бы его ни за что не отпустил. Но меня, конечно, никто не спрашивал. Кто я такой? Всего навсего тренер детской команды.

- И все-таки... Те футболисты, которых вы перечислили, за исключением Касильяса, не являются игроками стартового состава. Очевидно, что не они делают погоду в "Реале".

– А давайте взглянем на ситуацию с другой стороны. Давайте не будем зацикливаться на том, сколько в "Реале" играет собственных воспитанников. И посмотрим, сколько этих воспитанников играет просто на высшем уровне. Вообще, в разных клубах. И тогда вы поймете, что наша Академия работает очень даже эффективно. Смотрите: в Примере 43 футболиста отсюда выступают, в Сегунде А – еще столько же. В Европе – 19 человек. Итого – сто пять.

И, кстати, большинство этих футболистов в своих нынешних командах – ведущие игроки. Это’О, про Рауля я уже говорил. Гути – в "Бешикташе". Навас – вы его знаете, конечно, он в "Рубине". Домингес, Филипе Луис – в мадридском "Атлетико". Сольдадо – в "Валенсии". Шесть человек только в "Хетафе". Негредо, основной нападающий "Севильи". Он некоторое время назад вместе с "Реалом" провел предсезонку. Но проиграл конкуренцию Бензема.

RMA