РЖД Локомотив Федерация спортивных журналистов России Чемпионат.ру Российская газета Гудок

ФУТБОЛ-КЛАСС


Новости

Заслуженный тренер Украины Александр Ищенко: Разви­тие интеллекта игрока — основной постулат для школы киевского "Динамо"

25.12.2011

Заслуженный тренер Украины Александр Ищенко руководил коман­дами элитного дивизиона, возглавлял молодежную сборную страны, входил в тренерский штаб "молодежки", когда команда стала вице-чемпионом континента. Сейчас Александр Ищенко возглавляет детскую школу киевского "Динамо" и не скрывает, что получает от это­го огромное удовольствие.

— Александр Алексее­вич, школа под вашим ру­ководством работает око­ло полугода...
— Если быть точным, то организованный учебно-тренировочный процесс на­чался 1 сентября. Правда, до этого были многочисленные встречи, беседы... С помо­щью Евгения Котельникова, Владимира Онищенко, тех­нического комитета федера­ции, комплексной научной группы "Динамо", Центра лицензирования ФФУ была выработана программа, со­гласно которой и ведутся за­нятия в школе. И я надеюсь, что те изменения, которые произошли в организации тренировочного процесса, в подходе к нему, включая и теоретическую подготовку, в итоге выведут нас на новый качественный уровень.

— После почти 30-летней карьеры на профессио­нальном уровне, где вы на­ходите мотивацию при ра­боте с детьми?
— Признаться, я и сам не ожидал, что это может меня так увлечь. Если честно, силь­но переживал, удастся ли мне после стольких лет в про­фессиональном футболе вникнуть в суть происходя­щего, сделать правильные выводы и определить пра­вильные направления в работе с детьми. Но когда я стал просматривать видео тренировочных занятий, изучил многочисленные материалы по подготовке юных футболистов, то понял, что в боль­шом футболе, как в зеркале, отражается то, что происхо­дит здесь во время подгото­вительного процесса. И встал вопрос — в чем же мы недорабатываем? Почему в ко­манды мастеров приходят игроки со слабой техниче­ской оснащенностью? А даже если у них все в порядке с техникой, то где скоростные ка­чества? А ведь все это долж­но быть связано воедино и нанизано на интеллект фут­болиста. Ведь именно разви­тие интеллекта игрока — основной постулат едва ли не всех детских школ веду­щих клубов континента. Мне очень понравился тезис, который я услышал во время недавней стажировки в детской школе мадридского "Реала". Там говорят: "Нам не нужны солдаты!". Это лишь под­тверждает, что сейчас ставка делается на подготовку дума­ющих исполнителей. Надеюсь, что специалисты, которые работают в нашей школе вместе с обновленным процентов на 25 тренерским составом, будут в состоянии улучшить качество подготов­ки. Я ни в коем случае не хочу сказать, что до этого школа ра­ботала плохо — все же ее вос­питанники играют во многих клубах Премьер-лиги, но нам нужно увеличить приток сво­их воспитанников именно в первую команду "Динамо". И именно это направление в ра­боте школы сейчас является приоритетным.

— Вы уже сказали, что недавно были в детской школе "Реала". Что для се­бя отметили? Каковы об­щие тенденции подготов­ки, какие есть принципи­альные отличия?
— Это уже не первая моя поездка за границу — за это отдельное спасибо ФФУ. И, признаться, каждый раз я убеждаюсь, что они вовсю используют систему подготовки, которая была в СССР, когда функционировали специали­зированные футбольные шко­лы, спортинтернаты. То есть складывается парадоксальная ситуация — тут мы все разрушили, забыли, а те­перь с благоговением ездим учиться в Европу. А ведь на­правленность упражнений, тенденции в организации тре­нировочного процесса и быта, подхода к тренировочным за­нятиям, применяемые там, — все это у нас было! Я сам за­нимался в Запорожье в дет­ской школе, и, к сожалению, покойные ныне Борис Зозуля и Владимир Олейник, к примеру, заставляли нас по 100-200 раз бить мячом в одну точку — сначала внутренней сторо­ной стопы, затем — внешней, потом приступали к следую­щему удару...

Сегодня, например, мы го­ворим, что голландцы, рабо­тающие в "Шахтере", органи­зовали для подготовки блоки различного вида направленности. Так подождите, что же в этом нового? Это те же виды ударов, передач, игровые се­рии. Только они назвали их блоками, ставят в недельный тренировочный цикл и выдают это за ноу-хау. Так спросите, что думают об этом детские тренеры, поработавшие в СССР? Иное дело, что, повто­рюсь, мы в силу разных причин об этих методиках подзабыли. Одна из отличительных особенностей в подходе к подготовке футболистов в евро­пейских школах — это то, что они призывают обращать больше внимания не на ко­манду, а на личности. Но в то же время говорят, что должны выжать из каждого игрока не 100% его возможностей, а все 200! При этом на тренировках исполнение технических эле­ментов — ударов, передач — должно в обязательном порядке иметь мотивационный характер. То есть я дол­жен быть лучше, моя группа должна быть лучше. Значит, и команда должна выигрывать. Но при этом говорится — peзультат тут ни при чем. То есть, с одной стороны, нас интересует не тот, кто выигрывает, а тот, кто играет, с другой — вез­де должна быть мотивация. Согласитесь — парадокс!

К сожалению, за 20 лет не­зависимости нам так и не уда­лось собрать вместе всех тре­неров, обкатавших эти мето­дики на практике, и выработать свою программу подго­товки по разным направлени­ям (различные виды передач, различные виды ударов, в том числе — головой, затем игро­вые серии, тактические занятия). Ведь у нас дошло до того, что выпускники школы не знали, как применять груп­повой прессинг! Обговорив все эти направления с веду­щими специалистами, нужно выработать единую методику, а потом уже каждый вправе экспериментировать. Но при этом обязательно должна вы­держиваться принятая на­правленность или генеральная линия подготов­ки. Сделать это нужно как можно скорее, ведь время неумолимо, и бесценные тре­нерские кадры уходят из жиз­ни. Вот и наша школа понесла невосполнимую потерю — умер Евгений Рудаков, а ведь это был не только легендар­ный вратарь, но и великолеп­ный детский тренер...

— Несмотря на опыт оте­чественных наставников, в "Шахтере" детскую школу возглавляют голландцы, в "Днепре" с недавних пор — испанцы. Это объектив­ные реалии или же отчасти и дань моде?
— Отвечая на этот вопрос, я прежде всего, обратил бы внимание на низкий статус детского тре­нера у нас в стране. То же, к слову, происходит и со стату­сом учителей, работающих в общеобразовательных шко­лах. О чем го­ворить, если мне лично дове­лось быть свидетелем того, как один из родителей во время тренировки кричал своему ребенку с трибуны: "Не слу­шай этого придурка! Я ему деньги плачу!". А ведь речь идет об одной из столичных команд! Что же говорить о ре­гионах? Я знаю случаи, когда детские школы вовсе не пла­тят наставникам зарплату — ее собирают родители! Я уже не раз приводил в ка­честве примера школу "Оска­ра" в Бразилии, где все трене­ры — чемпионы мира! Все! Понятно, что и отношение к ним соответствующее. Ведь если тренер в форме, он может не только рассказать, но и показать упражнение. Это лишь идет на пользу всей группе, ребята прогрессируют намно­го быстрее. У нас же дело до­шло до того, что в отечествен­ном футболе за мизерную зарплату с детьми порой рабо­тают такие, с позволения ска­зать, специалисты, которые не то что показать не в состоянии, но и теоретического представ­ления о том или ином упражнении не имеют.

— Что вы можете ска­зать об общем уровне под­готовки ребят, которые по­полняют вашу школу?
— Мы ве­дем круглогодичную селек­цию. При этом помним о том, что не стоит ставить крест на игроке на каком-то этапе. В той же Испании нам для на­глядности показали фотогра­фию, где Иньеста в 14-летнем возрасте стоит рядом с сопер­ником, который на 30 сантиметров выше его. Понятно, кто на тот момент был в роли зайчонка, а кто — матерого волка. Но прошло пять-шесть лет, и все изменилось. Ведь изначальное положение Иньесты застави­ло его стать хитрее, быстрее, агрессивнее оппонентов. А его соперники спустя некото­рое время оказались попро­сту не готовы к такому разви­тию событий, и в итоге заяц съел волка. Ну и, говоря о пополнении школы, не стоит забывать о пресловутой гиподинамии. Это бич современных детей, особенно тех, которые растут в больших городах. Испанцы, когда узнали, что у нас в школе есть часть упражнений без мя­ча, сказали прямо: "Вы впу­стую тратите время!". Но мы вынуждены компенсировать детям отсутствие должной двигательной активности. Да и испанский климат и питание не сравнимы с нашими. Еще и поэтому мы просим родите­лей, чтобы дети не замыка­лись только на футболе, а па­раллельно посещали и другие спортивные секции — это по­может им в дальнейшем бы­стрее прогрессировать на футбольном поле.

— А как оценить рабо­ту руководителя детской школы?
— Вопрос интересный. Я прекрасно помню, как сам возмущался выпускниками футбольных школ, которые приходили ко мне в профес­сиональные команды. Мол, и то не так, и это не эдак. Сейчас же мне нужно самому гото­вить ребят... Как оценить на­шу работу? Наверное, все же главный показатель — это пополнение первой команды клуба. И то, что сейчас сразу пять игроков последнего вы­пуска находятся у нее в резер­ве, - неплохой результат. Хотелось бы в этом плане более тесного контакта с первой командой. К приме­ру, в том же "Металлисте" Радченко, игрок 1994 года рожде­ния, уже пробуется в основ­ном составе. Пусть на пять-семь минут выходит, но какой это стимул для остальных ре­бят: вот еще вчера он трени­ровался вместе с нами, а се­годня получает шанс сыграть в "основе". И можно хоть сут­ки рассказывать остальным о перспективах заиграть в пер­вой команде клуба, но, увидев такой наглядный пример, по­верьте мне, они на тренировках землю будут грызть...


Источник: FANAT.ua